В Северной Осетии вас обязательно усадят за богато накрытый стол, но правила этой трапезы радикально отличаются от любой другой.
В осетинской традиции застолье - это не просто торжественный ужин, а в первую очередь обращение к высшим силам и молитва. И хотя 95 процентов жителей республики являются православными, древние национальные традиции, насчитывающие более тысячи лет, здесь по-прежнему почитаются и соблюдаются. Застолье в Северной Осетии является их органичным продолжением.
В таком случае каждый тост имеет свой порядок и значение. Первый обязательно произносится за Всевышнего, "Большого бога", второй - за святого Уастырджи, третий - за то, что стало причиной застолья. В полной версии тостов насчитывается 43, но по желанию старшего, который "ведет стол", и в зависимости от обстановки это число может быть сильно сокращено - до нескольких.
- Конечно, когда мы говорим о таком застолье, то речь идет исключительно о торжественной трапезе, - рассказывает гид и эксперт по туризму, этнограф Роберт Баскаев. - Это может быть семейное торжество, Новый год, кувд (застолье с большим количеством человек в честь сакрального праздника) или встреча гостей, которых очень уважают. На веселой встрече друзей в кафе, среди "своих" такой пышной церемонии не устраивают. Но, когда доходит очередь до торжеств, даже молодежь придерживается традиций и соблюдает все перечисленные обычаи.
В Северной Осетии самым почитаемым святым считается Уастырджи. Авторитет этого небожителя здесь необычайно высок, и второй тост за столом всегда поднимается за него.
- Стоит отметить, что Уастырджи в национальной традиции осетин - это не просто святой, а один из персонажей Нартского эпоса, заступник народа, и отношение к нему соответствующее, - комментирует доктор исторических наук, профессор Руслан Бзаров. - Уастырджи также считается покровителем путников и всех мужчин. Для гостей, которые впервые в республике, чтобы им был понятен статус небожителя, иногда могут сказать, что Уастырджи - это то же самое, что и святой Георгий. Действительно, существует такое мнение, оно связано с тем, что в Х веке аланская епархия выбрала Уастырджи в качестве понятного для местных жителей воплощения святого Георгия. Поэтому сложилось такое двуединство, которое прошло через века. Но в народном религиозном сознании Уастырджи - более древний и разноплановый образ, чем святой Георгий, и между ними сложно поставить знак равенства.
- Конечно, все люди разные, и у каждого свое отношение к таким вещам - у одних более серьезное, у других более легкомысленное. Но в целом могу сказать, что, да, Уастырджи - это наш святой и наша традиция, - делится мнением директор глэмпинга Chillavi Заур Сикоев. - Не знаю ни одного осетина, который бы проигнорировал это. А все гости относятся к Уастырджи с большим интересом и уважением.
Одно из главных национальных блюд во время застолья - осетинские пироги. Они кардинально отличаются от тех, которые можно купить, например, в Москве, потому что готовятся по другим рецептам. На стол блюдо принято подавать с пылу с жару.
- На торжество по традиции всегда приносят именно три пирога - и кладут стопкой друг на друга, но это не просто блюдо, - рассказывает директор турагентства "Табити Тур" Алена Бестаева, которая профессионально организовывает застолья в национальном стиле. - Они имеют сакральное значение и символизируют три мира - верхний (высшие силы), средний (земная жизнь) и нижний (подземный). То есть символизируют Вселенную. Поэтому осетинские пироги - священное блюдо. Тарелку с ними нельзя крутить, когда разрезаешь: считается, что этим ты можешь внести хаос в мироздание.
Многие туристы обращают внимание, что хозяйка дома, где проходит застолье, не садится с гостями, а, поставив блюда, удаляется в другую комнату. Это тоже является традицией, а вовсе не проявлением неуважения к собравшимся или дискриминацией.
- Тут не надо искать каких-то двойных смыслов: это традиция и все, - рассказывает Руслан Бзаров. - Есть документальные свидетельства того, что русские князья в Х-XII веках за столом, например, соблюдали такие же правила. И это наблюдалось даже еще в XVI веке, в период правления Ивана Грозного. Осетия уникальна тем, что здесь спустя многие столетия эти традиции сохранились в первозданном виде.
Важно отметить, что если за столом среди гостей есть представительницы прекрасной половины человечества, то им разрешат остаться на равных со всеми условиях. Но пояснят, что делают исключение из правил - из уважения к женщинам. И такое милое отступление от традиций тоже считается нормальным.
Самобытные осетинские застолья настолько нравятся гостям республики, что многие просят включить трапезу в национальном стиле в обязательную программу пребывания, будь то туристическая или бизнес-поездка. Организовать это просто - в регионе есть много турагентств, которые специализируются на гастротурах. А некоторые гостиницы и вовсе проводят такие ужины для туристов бесплатно - в качестве бонуса.
- Каждую пятницу мы устраиваем для своих гостей праздничный вечер в осетинском стиле, с соблюдением всех традиций, - рассказывает Заур Сикоев. - И это то, что дает людям одни из самых ярких и незабываемых впечатлений!
Особенностью осетинского застолья является то, что гостям подается много исконно национальных блюд. Это не только священные три пирога, но также дзыкка (нечто среднее между плавленым сыром и свежим творогом), цахтон (сливочный соус с приправами и зеленью), обязательными также будут свежий осетинский сыр, горный мед, орехи.
- Мясо ставится на стол только вареное, и это должны быть говядина или баранина. Остальные виды мясных блюд подаются исключительно после первых трех тостов, иначе это осквернит молитву, - поясняет гид и директор турагентства Алена Бестаева. - Например, у нас это шашлык из курицы, но по желанию туристов мы можем запечь молочного поросенка. Однако свинину надо подавать лишь на выезды типа пикника. На праздники и торжества, особенно в святилищах, это категорически запрещено - там должна быть только говядина.
Из традиционных национальных напитков во время застолья предлагается арака (ее крепость - около 25-30 градусов, делается из ячменя и кукурузы), а также легкое осетинское пиво. Последнее обычно наливают в большую двуручную чашу и передают по кругу. Если застолье длительное - то именно арака благодаря своей невысокой крепости поможет избежать сильного алкогольного опьянения.
Можно рекомендовать гостям республики также попробовать южноосетинское вино. Это будет небольшим отступлением от правил, поскольку в самой Северной Осетии вино почти не производится из-за неподходящего для винограда климата. А вот в Южной Осетии ситуация совсем иная: благодаря естественным свойствам почвы, теплому климату и высочайшей экологии этого региона, янтарный напиток, который делают в республике, по своим вкусовым качествам просто неподражаем и даст фору любому зарубежному бренду.