Почему на Ставрополье каждый второй сотрудник хочет работать на удаленке

Эксперты провели исследование и выяснили, что на Ставрополье сейчас каждый второй сотрудник хотя бы несколько дней в неделю работает удаленно. Это по-разному влияет на их зарплату и состояние удовлетворенности жизнью. "РГ" пообщалась с экспертами, проводившими исследование, и выяснила, каким является среднестатистический портрет ставропольского удаленщика и как такой формат работы влияет на экономику региона.

Удаленная работа - тренд, который особенно массово начал внедряться на производствах России после пандемии коронавируса. Причем касается это не только профессий, напрямую связанных с компьютером. Бухгалтеры, преподаватели, страховщики, дизайнеры - многие теперь появляются в офисах только по крайней необходимости либо вообще туда не приходят.

В исследовании, которое провели платформа рекрутинга hh.ru и девелопер ПИК, выяснилось, что каждый второй опрошенный работает удаленно один-два дня в неделю, еще треть работников трудятся из дома или вне офиса три-четыре рабочих дня в неделю. Полностью удаленно работают только пять процентов. Каждый десятый посещает офис несколько раз в месяц и по желанию. Это отражает современную тенденцию работодателей чаще предлагать не полную удаленку, а гибридный график, когда совмещается посещение офиса и работа из дома.

На кухне трудятся удаленщики в возрасте 35-44 лет, сидя на диване - сотрудники 25-34 лет, а прямо в постели - молодые специалисты 18-24 лет

- Удаленщики в Ставропольском крае и СКФО чаще всего имеют возможность оборудовать себе рабочее место дома, - рассказала руководитель пресс-службы hh.ru Юг Екатерина Никифорова. - Так, за специально оборудованным рабочим столом трудятся сразу 83 процента опрошенных. При этом восемь процентов работают на кухне, столько же в постели, один процент - на диване. Еще один процент удаленщиков старается выйти за пределы дома или квартиры - они выбирают коворкинги, кафе, библиотеки.

Интересно, что в зависимости от возраста меняется и организация рабочего места удаленщика. Так, работники старшей возрастной категории стремятся организовать специально оборудованное место дома. На кухне чаще других трудятся удаленщики в возрасте 35-44 лет; сидя на диване, работают обычно сотрудники 25-34 лет, а вот прямо в постели предпочитают работать молодые специалисты 18-24 лет.

По словам преподавателя международного онлайн-института психологии Smart Альбины Собиной, 85 процентов опрошенных специалистами работников говорят о проблеме концентрации внимания на удаленке, 50 процентов отмечают сложность с распределением времени, 55 процентов меньше ощущают ответственность. Несмотря на это, большинство предпочитает такой или гибридный вариант организа- ции рабочего пространства и времени.

- Снижение затрат на содержание рабочих мест, питания, другие нужды выгодны компаниям, а гибкое время старта рабочего дня и отсутствие дресс-кода, точных временных рамок для обедов - привлекательны для сотрудников, - подчеркнула Собина. - На общую экономику региона это тоже влияет - те, кто сами работают удаленно, например, часто более склонны к покупкам и получению услуг онлайн.

Единственным трудным показателем в корреляции с производительностью идет дисциплина. При высоком ее уровне производительность на удаленке выше, нежели в офисе. При сложностях - ниже. Это отражается и на зарплате.

- При наличии высокой самодисциплины и ясной системы контроля производительность растет и уровень сдельной зарплаты - тоже, - считает преподаватель международного онлайн-института психологии. - Еще один фактор, который влияет на этот процесс - сохранение общения с коллегами. По возможности как удаленно, так и в очном формате. Обмен идеями, успехами, эмоциями крайне положительно влияет на мотивацию. Формула удачной по продуктивности удаленки должна выглядеть как сочетание таких факторов: комфорт - самодисциплина - мотивация - общение с коллегами.

Среди плюсов работы из дома или кафе ставропольцы указали соблюдение эргономики и удобства. Для многих важно также, что начальство реже вмешивается в личные дела, а это является сильным раздражителем. Также для работающих вне офиса особенно ценны тишина и отсутствие отвлекающих факторов. Часть удаленщиков отметила и плюсы быстрого доступа к перекусам на кухне.

Мнение

Виктория Дукарт, HR-директор школы психологических профессий "Психодемия":

- Удаленка как раз увеличила производительность труда - по крайней мере, в диджитал и технических профессиях, - уровень самостоятельности и приоритезации задач у сотрудников компаний стал более высоким. Вначале это оказалось достаточно сложно, потому что люди не привыкли находиться наедине с собой и делать тот объем, который делали, например, в офисах. Однако сейчас многие бизнесы решили остаться на удаленке не только потому, что это выгодно, так как снижает суммы на аренду помещений, но и потому, что это экономит время, - то есть и временные, и физические ресурсы.

Не такая плотная социализация, как была при хождении в офис, также помогает сильным сотрудникам, которые готовы расти в своей нише, тратить освободившиеся ресурсы, которые они тратили на коммуникацию в офисе, ходьбу, дорогу, - на решение задач, обучение, повышение квалификации. Еще на удаленке мы привыкли к достаточно оперативной коммуникации и ответам в мессенджерах - в офисах этот путь, чтобы обсудить что-то с коллегой, может удлиняться.

Конечно, людям с семьями, в которых члены семьи тоже находятся дома, может быть сложнее, и это способно негативно влиять на производительность труда, однако и в таких условиях можно договориться с домочадцами и выстроить свою рабочую схему таким образом, чтобы минимально отвлекаться.