26.03.2024 03:00
    Поделиться

    Наследник автора статуи на Мамаевом кургане отсудил права на образ

    Государство не смогло отстоять свои права на монумент "Родина-мать зовет!". Его изображение теперь можно использовать только на коммерческой основе.

    Любой взрослый россиянин, увидев статую "Родина-мать зовет!", соотносит ее с Волгоградом. Памятник на Мамаевом кургане давно стал символом города-героя. После того как наследник скульптора Евгения Вучетича отсудил у федерального музея "Сталинградская битва" право на товарный знак с изображением памятника, использовать узнаваемый образ можно будет только на коммерческой основе. При этом "Родина-мать" является частью официальной символики региона.

    Пройдем по порядку. Ранее правами на изображение распоряжался музей-заповедник. Он подал заявку в Роспатент на регистрацию товарного знака в 2009 году, а потом повторно еще через семь лет. Эти действия не встретили никаких препятствий со стороны вдовы Вучетича Веры Владимировны (умерла в марте 2020 года). Но новый наследник через суд по интеллектуальным правам добился передачи ему товарного знака и заключил договор с Ассоциацией правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере изобразительного искусства "Управис". С 2008 года эта организация аккредитована государством в сфере управления правом наследования. С декабря 2012 года "Управис" является предварительным членом Международной конфедерации обществ авторов и композиторов. Со всеми заявителями он взаимодействует исключительно на коммерческой основе.

    Позиция Евгения Вучетича-младшего была такова. Никаких договоров о передаче авторских прав на скульптуру ее создатель с третьими лицами не заключал, что в соответствии с "Основами авторского права" 1928 года и Гражданским кодексом РСФСР 1964 года свидетельствует о его исключительных авторских правах на произведение. Тот факт, что к созданию памятника приложил руку целый коллектив, дела не меняет. Как и статус объекта культурного наследия федерального значения и нахождение в государственной собственности. Роспатент в этом споре отстаивал противоположную точку зрения: исключительные права изначально возникли у заказчика, то есть у государства. А у скульптора Вучетича - только личные неимущественные права автора.

    Если фирмы или предприниматели желали разместить узнаваемый силуэт на коробке конфет или другой сувенирной продукции, это и прежде было платно. Но со стороны музея не было возражений при использовании образа "Родины-матери" для оформления стенда Волгоградской области на какой-нибудь всероссийской выставке или на спортивной форме. Например, пять лет назад местный "Ротор" играл в майках с изображением знаменитой скульптуры.

    - Изображение скульптуры используется государственными и муниципальными организациями при проведении различных мероприятий, поскольку оно давно и прочно ассоциируется во всем мире с Волгоградской областью. В то же время "Родина-мать зовет!" как произведение изобразительного искусства является объектом авторских прав частного лица, - прокомментировали "РГ" ситуацию в юридическом отделе музея-заповедника "Сталинградская битва". - Данный факт подчеркивает несовершенство российского законодательства, особенно в современных реалиях, поскольку создание подобных мемориалов в советское время отвечало, прежде всего, интересам общества. Фактически при переходе от советской правовой системы к российской государство не обеспечило защиту своих прав в этой сфере в таких случаях. В вопросе предоставления прав на использование изображений объектов культурного наследия музей всегда ориентируется на цель использования. И если она не носит коммерческого характера, а способствует восприятию скульптуры как наиважнейшего объекта патриотического воспитания, права предоставляются безвозмездно. Музей-заповедник не разделяет позицию наследника и "Управиса".

    Суд принял решение, исходя из законодательства. Отметим, что мемориал на Мамаевом кургане возводили буквально всем народом на бюджетные средства (то есть на деньги налогоплательщиков). Согласно акту приемки монумента от 13 октября 1967 года и паспорту на весь скульптурно-архитектурный ансамбль, в авторский коллектив, помимо его руководителя Евгения Вучетича, входили также архитекторы Яков Белопольский, Вениамин Демин, Федор Лысов, скульпторы Михаил Алещенко, Владимир Матросов, Лев Майстренко и еще четыре ваятеля. Инженерной группой руководил Николай Никитин, а военным консультантом был сам маршал Советского Союза Василий Чуйков. Указом президента скульптура "Родина-мать зовет!" отнесена к особо ценным объектам наследия народов РФ. А теперь у нее есть частный правообладатель. Исключительное право на произведение действует в течение семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. То есть до 2045-го.

    Похожая ситуация сложилась в Париже, где вообще-то нельзя фотографировать Эйфелеву башню по ночам, потому что ее световое оформление также является авторским произведением. Если следовать букве закона, то турист, желающий выложить такой снимок у себя в блоге, должен получить разрешение в специальной управляющей компании. Судя по многочисленным кадрам со светящейся в ночи башней, это правило все игнорируют без всяких последствий. А сам архитектурный объект авторским правом с 1994 года не охраняется. Поэтому, например, в Волгограде и Волжском копии Эйфелевой башни стоят абсолютно легально.

    Кстати, на фоне "Родины-матери" фотографироваться тоже можно бесплатно, как и раньше. Согласно озвученной в СМИ позиции руководства "Управиса", они не будут препятствовать ни фотографированию на фоне "Родины-матери", ни размещению ее образа в образовательных материалах.

    Между тем

    В нашей стране уже были интересные судебные споры о советском наследии. Например, шоколадные конфеты под одинаковым названием могли выпускать фабрики в разных уголках Союза. В новейшей истории права на любимые несколькими поколениями бренды оформил на себя один конкретный концерн. Так, популярнейший "Кара-Кум" придумали в Таганроге, а "Птичье молоко" - во Владивостоке. Но юристы победили кондитеров, и даже на "родных" фабриках в результате нельзя стало выпускать сладости под исконными названиями. Поэтому появились новые наименования: "Кызыл-Кум" и "Караван пустыни", "Волжская птичка" и "Птичьи сказки".

    А вот пивовары пошли другим путем. На наш взгляд, более правильным. Советские бренды признали общим наследием. И пиво "Жигулевское" сегодня варят десятки заводов в стране.

    В прошлом году стало известно об иске "Союзмультфильма" к краснодарским бизнесменам, которые незаконно торговали детской одеждой и канцелярскими принадлежностями с героями советской анимации: Волком, Карлсоном, Винни-Пухом и Чебурашкой. Совсем свежие дела появились в картотеке арбитражного суда 20 марта: киностудия требует привлечь к ответственности двух предпринимательниц из Астраханской области.

    Поделиться