Ранее "Российская газета" сообщила о том, что в России с 2024 года заработал механизм регулирования спроса на электроэнергию. Он заключается в организованном снижении энергопотребления в пиковые часы спроса.
У экспертов это начинание вызывает серьезные сомнения. Тарифы коммерческих предприятий, на которые предлагается перейти, в среднем на 34% выше, чем цены на электроэнергию для населения и разнятся по регионам России. Причем в нашей стране велико перекрестное субсидирование, когда в тарифы для промышленных предприятий включена часть расходов населения, что позволяет снижать стоимость электроэнергии для людей. Объемы перекрестного субсидирования также отличаются по регионам. Соответственно, в регионах с высокой долей "перекрестки" переход на регулируемый спрос для населения оказывается совсем невыгоден.
Доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Татьяна Скрыль отметила в беседе с "РГ", что средний тариф в РФ сейчас составляет 4,91 руб. для населения. Если потребление электроэнергии в среднем выходит 150 кВт*ч, то при переходе на коммерческий тариф жители будут переплачивать более трети от конечной суммы.
Фактически, это делает участие людей в работе механизма - больше вопросом социальной ответственности, а не экономики.
Ранее в минэнерго "РГ" рассказали, что суть управления спросом на электроэнергию - в добровольном изменении потребления конечными потребителями относительно их обычного графика нагрузки в целях снижения задействования пиковой генерации в энергосистеме.
Если говорить простым языком, то это значит, что чем меньше спрос - тем ниже цена, причем для всех потребителей, а не только для участвующих в работе механизма. Последние за свое участие еще смогут получить преференции. Но пока конкретики о вознаграждении нет, известно лишь то, что оно будет.
Окончательное решение по проекту еще не принято, а его реализация запланирована после 2026 года, при условии востребованности вышеуказанных предложений, подчеркивают в Минэнерго.
Пилотный проект управления спросом был запущен в России в 2019 году. По оценке минэнерго, всего за период с июля 2019 года по сентябрь 2023 года эффект на оптовом рынке электроэнергии, получаемый всеми покупателями оптового рынка, составил 4,74 млрд руб. (в том числе для участников пилотного проекта - 3,56 млрд руб. и для не участвующих в проекте, - 1,18 млрд руб.). В 2022-2023 годах в дни, когда был задействован ресурс управления спросом, снижение стоимости покупки электроэнергии на оптовом рынке за соответствующие сутки составляло от 0,5 до 2%.