В первое воскресенье апреля геологи России отметят свой профессиональный праздник, и глава правительства встречу с руководителем Роснедр начал с поздравлений - в том числе семьям работников, которые иногда "из-за частых командировок и такой работы подолгу не видят своих родных". "Несмотря на бытующее зачастую мнение, что геолог - это бородатый мужик, который ходит в полях, по разным маршрутам, геология очень наукоемкая отрасль. У нас работают и юристы, очень много математиков, экономисты. То есть это очень широкое понятие", - заметил Петров в ответ.
Отчет о работе федерального агентства в 2023 году получился более чем позитивным. 190 площадок, на которых сегодня работают специалисты, раскинулись от Калининграда до Дальнего Востока. "Впервые за последние 30 лет мы системно подошли к изучению шельфа, начали работу на шельфе, пробурили четыре скважины", - рассказал глава агентства. Развернули Роснедра работу в новых регионах страны - преимущественно по подземным источникам воды. Три года подряд в России идет прирост по ресурсам. "В прошлом году мы поставили на баланс 1400 миллионов тонн нефти и 1,6 триллиона кубометров газа. Это значимые результаты - прирост на 20% по сравнению с прошлым годом", - заявил Петров. На государственный баланс были впервые поставлены запасы по нефти и газу 43 месторождений, что на 10% больше, чем годом ранее. "То есть, хотя говорят, что у нас идет истощение ресурсов, минерально-сырьевой базы, новые подходы, которые сегодня применяем, как раз позволяют нам дать такой эффект в средне- и краткосрочной перспективе", - возразил руководитель ведомства скептикам. "У нас даже в твердых полезных ископаемых (ТПИ) наблюдается за 2023 год 20-процентный рост, - подчеркнул Петров. - А самое главное - это существенное изменение качества работ. Компании в ТПИ стали больше бурить: более чем на 70% больше бурят по сравнению с 2022 годом".
На 2024 год Роснедра ставят масштабную задачу по привлечению венчурного капитала. Это позволит бизнесу подключаться к региональному этапу геологоразведки. "Это новый источник для выполнения геолого-разведочных работ, помимо бюджетного", - пояснил Петров.
Мишустин поддерживает дальнейшее увеличение объемов геологоразведки. "Без сомнения, нам очень нужно расширять возможности добычи новых полезных ископаемых и проводить глубокую переработку наших минеральных ресурсов, минеральной базы, максимально пытаться использовать российские наработки", - обозначил он приоритеты.
Поинтересовался председатель правительства ситуацией с кадрами в отрасли. Проблема есть, подтвердил Петров. Решение разложено на несколько направлений. Основное - работа со школьниками, популяризация профессии геолога, чтобы дети понимали, что такое сегодня геология. "Ключевое наше школьное движение "Юный геолог" сегодня насчитывает около 20 тысяч участников по всей стране. Это все субъекты Российской Федерации, включая новые регионы", - рассказал руководитель ведомства.
На базе детского лагеря "Смена" организована геологическая смена, на которую собираются дети со всей страны. К ним приезжают выдающиеся отраслевые ученые, представители компаний-недропользователей, которые рассказывают о своих передовых проектах. "Там стоят макеты буровых, и дети могут с ними поработать. То есть это именно популяризация. Смена длится два месяца", - рассказал Петров. Действует молодежное геологическое движение "ГеоВызов". В прошлом году в Уфе прошел первый международный чемпионат среди геологических вузов и средних специальных учреждений. "Такие молодежные образовательные проекты надо, конечно, поддерживать, поскольку это фактически определит профиль работников ведомства на годы вперед, - заключил Михаил Мишустин. - И привлекательность этой профессии для молодежи должна быть очевидна".
Михаил Мишустин поручил министерству транспорта проработать возможность расширения маршрутной сети беспилотных грузовых перевозок на трассы М-12 "Восток" и М-4 "Дон". Также в 2024 году будет предусмотрено дополнительное финансирование на развитие инфраструктуры для высокоавтоматизированных транспортных средств на дороге М-11 "Нева". Для реализации стратегической инициативы правительства "Электроавтомобиль и водородный автомобиль" минэнерго, минпромторгу, минэкономразвития и минфину поручено принять меры, чтобы регионы сохранили параметры субсидирования развития зарядной инфраструктуры для электротранспорта. Цель - ввести в эксплуатацию более 2,8 тысячи быстрых зарядных станций в 2025 году и свыше 3,3 тысячи - в 2026 году.