Как изменился взгляд на "женский вопрос" за последние 30 лет
Анастасия, что случилось?
Анастасия Бирюкова: Давайте посмотрим, что общего между 1990 годом и 2024-м? И тот и другой - переходные периоды, время глубочайших перемен в обществе, период после длительного стресса и высокой степени неопределенности. Важно делать на это поправку. А что кардинально различает эти периоды? Самое заметное изменение, на мой взгляд, то, что за эти годы исчезло или сильно поменялось огромное количество старых профессий и рабочих мест. Например, в сельском хозяйстве, в промышленности в тех регионах, где закрылись градообразующие предприятия. Также появились совершенно новые профессии. Во многом это связано с развитием цифровых технологий, хотя изменения гораздо шире.
А каким образом это повлияло на наши взгляды?
Анастасия Бирюкова: Это дало большие возможности для самозанятых и индивидуального предпринимательства. В частности, невероятно быстрое развитие так называемых маркет-плейсов, которые формируют не только интернет-торговлю, но и рабочие места тем, кто связан с продвижением товаров, логистикой, рекламой, СММ. Все больше женщин приходит в IT-сферу. Консалтинг в самых различных областях, будь то воспитание детей, образование, управление бизнесом и коучинг, психология... Конечно, это не только "женские" профессии, но многие из них подразумевают гибкий график и работу из дома, что особенно важно для женщин.
А у нас дома, внутри самой семьи что изменилось?
Анастасия Бирюкова: В прежние времена рекомендации родителей относительно выбора жизненного пути были важны и полезны следующим поколениям. Начиная с 90-х они не просто бесполезны, но часто ошибочны. Получился разрыв поколений, где опыт старших не применим для молодых при выборе ключевых представлений о будущем супруге, о возрасте, в котором предпочтительно выходить замуж или рожать детей, о наилучшем образовании или профессии. До 1990 года человек был уверен, что выбирает профессию на всю жизнь; тот, кто сейчас так делает, рискует оказаться в эмоциональном тупике, так как выбрать нечто жизненно важное в условиях высокой неопределенности становится сверхзадачей. В 90-е было так же, но тогда это не было нам очевидно. Лишь сейчас стало понятно, что советы родителей детям, рожденным в семидесятых и восьмидесятых, были во многом бесполезны. Сегодня же многие родители понимают, что они не могут знать наперед, что принесет успех их детям.
В 1990 году 65% родителей, отвечая на то, какое будущее они считают предпочтительнее для своих дочерей, "проголосовали" за удачное замужество. А 16% указали на хорошую работу. В наши дни картина изменилась: 63% - за работу, только 20% - за удачное замужество. Меня, как маму дочки, такой выбор ставит в тупик...
Анастасия Бирюкова: И профессия, и семья работают на одно: на чувство большей уверенности, защищенности. Но тем не менее мы стали чаще, чем раньше, "выбирать" и для дочерей работу еще и потому, что сама работа в наши дни стала другой. Как было в советское время? "Работа" скорее была синонимом слова "рутина". Много ли люди имели возможности радоваться и восхищаться результатами своего труда? Все-таки сейчас гораздо больше возможностей заявить о себе, и работа из синонима рутины превратилась в синоним "увлечения, за которое платят деньги". Креативность стала важным качеством работника при найме, о котором твердит каждый работодатель. Поэтому - как же не захотеть такой реализации для дочери?
Хочу вернуться к опросу. Мужчины выглядят по итогу более консервативными: среди тех, кто признает семью и работу равными по важности для женщин, мужчин на 22% больше, чем дам.
Анастасия Бирюкова: Я часто слышу такой оксюморон, как "женское счастье", и еще никто не смог мне объяснить, что это такое и чем отличается от просто человеческого счастья. Когда говорят, что у женщин и мужчин какое-то разное счастье, это довольно нелепо. Возможно, мужчина, будучи ребенком, не мог не замечать, что, когда мама хмурая и уставшая, то и ему плохо. И наверняка он видел маму радостной, когда вся семья собиралась вместе в праздничный день. Он впитал какие-то представления из детства и проецирует их на женщин. Таким образом мнение мужчин, даже исходя из одного этого факта, может склоняться в сторону семьи как наиболее вероятного источника женского счастья. На самом деле семья важна и для мужчин, и для женщин. Важно помнить, что сейчас семьи сталкиваются со многими проблемами, как, например, очень высокая стоимость жилья, многолетние обременения по ипотеке, дороговизна услуг и товаров для детей, и в одиночку человек может просто не справиться.
Есть еще один важный момент. Женщина в связи с рождением детей оставляет работу на продолжительный срок. А в картине мира мужчины карьерный путь - это чаще нечто непрерывное, потому он относится к этому настороженно. Возможно, потому и делает вывод: женщине спокойнее в семье.
Получается, мужчины лукавят, говоря о равных возможностях для продвижения по карьерной лестнице для женщин и мужчин? В этом уверены 46 % опрошенных.
Анастасия Бирюкова: Карьера может быть очень разнообразной, но, если ее рассматривать как вертикаль власти, то есть известный феномен: чем выше женщина поднимается по карьерной лестнице, тем все меньше других женщин ее окружает. Соответственно, кого она видит вокруг себя? Только мужчин. Есть ли у нее хоть какая-то ролевая модель, некий позитивный образец женского поведения у руля? Нет. А мужская модель поведения для женщины осуждается обществом. Ситуация в обществе постепенно меняется, но все-таки пока для достижения той же ступеньки карьеры от женщины требуется гораздо больше усилий.