На прошлой неделе между институтами власти Евросоюза был достигнут компромисс, предполагающий, что в течение следующего годичного периода беспошлинный режим в отношении украинских яиц, сахара, птицы, круп, овса, меда будет действовать только в рамках квот, рассчитываемых исходя из объемов поставок в 2022 и 2023 годах. Однако теперь Франция и Польша потребовали, чтобы в список квотируемых товаров были также включены пшеница и ячмень, а сами квоты учитывали еще и поставки 2021 года, когда импорт сельхозпродукции из Украины в Евросоюз находился на низком уровне.
Требования Парижа и Варшавы поддержали граничащие с Украиной Венгрия, Словакия и Румыния, а также Италия, Австрия, Словения и Хорватия. Сторонников ограничений беспокоят в первую очередь фермерские протесты в их собственных странах, а также предстоящие выборы в Европарламент, на которых правящие партии рискую уступить значительную часть голосов оппозиции. Но в обоснование своей позиции они, естественно, приводят несколько иные аргументы. По словам Марка Фено, дополнительные ограничения на импорт пойдут на пользу самой Украине, так как усилят ее поддержку среди населения стран ЕС.
При этом, по оценке Еврокомиссии, в результате включения в расчет квот на импорт показателей 2021 года Киев недосчитается более миллиарда евро прибыли от поставок своей сельхозпродукции в ЕС. И противники ограничений на поставки, в число которых входят Германия, Нидерланды и председательствующая в Совете ЕС Бельгия, указывают, что Евросоюз таким образом лишает Украину денег, которые она могла бы потратить на закупку оружия. Во вторник на Совете ЕС в Брюсселе министр сельского хозяйства Германии Джем Оздемир чуть ли не прямо обвинил Польшу и Францию в нежелании защищать Украину и распространении "российской пропаганды", что некоторые немецкие СМИ расценили как выпад в том числе и в адрес французского президента Макрона.
По информации польского радио RMF, в среду в Брюсселе пытались найти новый компромисс, но переговоры идут очень трудно. Для внесения новых ограничений в уже согласованное предварительно решение потребуются новые договоренности с Европарламентом, а времени на это прочти не остается. Действие беспошлинного режима истекает 5 июня, и к этому моменту его уже надо продлить. Ведь Париж и Варшава выдвинули свои требования буквально в последний момент, в нарушение сложившихся процедур, чем, как говорят в Брюсселе, "поставили все с ног на голову".