Обрушение моста в Балтиморе может привести к огромным убыткам для экономики США

Обрушение моста в американском Балтиморе (штат Мэриленд) после того, как в него врезался контейнеровоз Dali, может повлечь многомиллиардные убытки для экономики США, особенно для автопроизводителей.

Картина на месте ЧП напоминает кадры голливудских фильмов-катастроф. На носовую часть 300-метрового судна размером с приличный небоскреб и водоизмещением 95 тысяч тонн рухнул огромный пролет моста, распоров обшивку обоих бортов. Уничтоженный 2,5-километровый участок моста фактически перекрыл водную артерию. Из воды торчит нагромождение искореженных металлических конструкций.

Мост имени автора текста гимна США Фрэнсиса Скотта Ки через реку Патапско считался ключевой транспортной артерией на пути от Вашингтона к Нью-Йорку, по которой ежедневно проезжало до 30 тысяч машин. Но если для наземного транспорта можно найти альтернативные маршруты, то порт Балтимора после обрушения моста оказался фактически отрезан от выхода в Атлантический океан. По подсчетам журнала Newsweek, убытки от приостановки работы порта, который является одним из крупнейших в стране, составляют около 9 миллионов долларов в день. Однако в полной мере экономический эффект можно будет оценить только после понимания сроков и стоимости восстановления моста. Морская гавань обеспечивала до 15 тысяч рабочих мест и до 2,6 миллиарда долларов дохода в год.

Порт в Балтиморе использовали для перевозок автомобилей, оборудования и угля. Его блокировка серьезно повлияет на логистические цепочки в США

Эксперты Сиракузского университета в штате Нью-Йорк считают, что приостановка работы порта чревата "серьезными нарушениями цепочек поставок" на атлантическом побережье США. Инфраструктуру порта использовали для перевозок своих товаров многие местные предприятия, особенно производители автомобилей, строительного оборудования и угля. Так, через порт Балтимора ежегодно проходило до 750 тысяч машин. "Если порт не будет функционировать, это создаст большие проблемы", - резюмируют эксперты. Часть грузов могут перенаправить в другие гавани региона, в том числе в порт Нью-Йорка или расположенный южнее порт Саванны (штат Джорджия). Однако это означает потерю времени и дополнительные расходы на логистику.

Министр транспорта США Пит Буттеджадж констатировал, что катастрофа "будет иметь серьезное и длительное влияние на цепочки поставок", но оценок того, сколько времени и денег потребуется на расчистку канала для возобновления транспортного судоходства, делать пока не стал.

О значимости инцидента говорит тот факт, что президент США Джо Байден лично прокомментировал произошедшее, заверив, что мост восстановят за счет средств федерального правительства в минимально возможные сроки. В СМИ считают, что на это уйдут многие месяцы. Байден при этом заявил, что катастрофа была несчастным случаем, а не терактом или умышленным актом саботажа. Аналогичные утверждения ранее прозвучали из ФБР.

Пока следствие продолжается, но, как пишут американские СМИ, основной версией является возникновение технических проблем на судне. На кадрах крушения видно, как огромный корабль, который отчалил всего за полчаса до этого, поначалу шел по обычному курсу. Однако на подходе к мосту на корабле вдруг погасло освещение. Затем из трубы повалил черный дым - предположительно заработал резервный генератор. Освещение на корабле зажглось и погасло несколько раз, однако он стал отклоняться от курса направо. Предположительно из-за сбоя в работе основных двигателей с питанием корабль потерял тягу и управление. По одной из версий, сбой мог быть вызван некачественным топливом. По данным газеты The Washington Post, экипаж корабля пытался уйти от столкновения, повернув штурвал и выбросив якорь. Однако через 4 минуты после первого сбоя громада контейнеровоза врезалась в одну из опор моста на скорости около 15 километров в час.

Несмотря на ночное время, по мосту двигались машины. Кроме того, там проводились работы по ремонту полотна. Сообщается, что перед столкновением экипаж подал сигнал о бедствии, в результате чего трафик в последний момент успели перекрыть. Судя по кадрам, последний автомобиль проехал по мосту менее чем за минуту до катастрофы.

Однако рабочих эвакуировать не успели. Они рухнули в воду вместе с мостом. Двоих достали из воды подоспевшие спасатели. Остальных обнаружить не удалось, они считаются погибшими. Изначально сообщалось о падении в воду нескольких машин, однако с тех пор уточнений на этот счет не было.

Справка "РГ"

Контейнеровоз Dali принадлежит компании Grace Ocean Private, а за его работу отвечает Synergy Marine Group. Судно было зафрахтовано датской компанией Maersk. Контейнеровоз шел под флагом Сингапура и держал курс на Коломбо (Шри-Ланка). Его экипаж - 22 человека, в основном - граждане Индии. На судне два капитана. По сведениям украинских СМИ, ссылающихся на ресурс Balticshipping, одним из капитанов мог быть 52-летний гражданин Украины. В соцсетях были опубликованы его документы. Члены экипажа при крушении не пострадали.