Мария Борухова
Почти одновременно пришли ко мне из Саратова две книги* Марии Боруховой. Первая имеет посвящение: "Моей семье, друзьям и всем чудесным неравнодушным людям, которые протянули мне руку помощи и поддержали меня в самый непростой период моей жизни, а также коллективу врачей Института нейрохирургии им. академика Н.Н. Бурденко, подаривших мне второе рождение".
Старинная традиция русской поэзии - посвящать стихи равно как живым, так и ушедшим, приносить им в дар свое творение - эта добрая традиция особенно драгоценна для Марии Боруховой. Посвящениями полнится и первый, и второй сборник Маши, будто своими стихами она хочет обнять как можно больше близких людей, прижать их к сердцу, не дать никому выпасть из того теплого гнезда, каким является книга.
Вот лишь малая толика этих посвящений: "Михаилу и Ларисе", "Насте Турухиной", "Елене Монич", "Павлу Крючкову", "Борису Петровичу Екимову", "Яне Хохловой", "протоиерею Виталию Колпаченко", "Тому, кто подарил мне Киев..."...
В книге "Слова, не сказанные летом" Мария целый раздел посвящает памяти своего духовника иеромонаха Санаксарского монастыря Пантелеимона Шибанова (в мирской жизни - летчика), трагически погибшего в разгар ковидной эпидемии.
И тут вдруг понимаешь, почему посвящение всегда ставится перед первой строкой - оно, как буксир впереди большого корабля, выводит стихотворение в открытое море, к читателю.
Уют - одно из ключевых слов в Машином словаре. Уют, как нам кажется, создают вещи. Но в поэтическом мире Марии уют - это духовное состояние, при котором вещи и душа находятся в незримом гармоническом общении. По разумению Марии, Господь вдохнул жизнь во все на свете и неживого просто нет. Есть то, что таится от нас под обликом вещей.
Поэтому у Марии чайник то вздыхает, то грустит, каша волнуется, виноград плачет, сливы радуются, часы страдают, скучает боярышник, "стены... тихо дышат сквозь краску и штукатурку", "оконная рама одета как невеста в фату", а "стулья мечтают по дому ходить в сапогах"...
Этот дотошный взгляд на предметный мир, это одушевление всего вокруг можно было бы счесть милым эхом детства, если бы не серьезность и печаль этого взгляда. Мария будто перед дальней дорогой обозревает все, что ее окружает, гладит по голове то одну любимую вещь, то другую.
Нет, она ни к чему не привязана ревнивой и жадной любовью антиквара. Предметы ей дороги как родственники, как жители хрупкого домашнего космоса. А они, эти испуганные обыватели пошатнувшегося мироздания, тревожно выглядывают каждый из своего угла и наперебой просят: "И обо мне, Маша, напиши!.. и обо мне..."
Невольно Маша подводит читателя к открытию: оказывается, уют человек носит с собой, как улитка. И тогда уютно может быть даже в набитом автобусе.
Нет, Маша не отгораживается от трагического, не прячется в укромном углу. Душа Маши изболелась и за дальних, и за ближних, но она не дает чертополоху ожесточения заглушить сердце. И пока есть такие сердца, как Машино, есть и надежда.
Желаю Маше доброго пути в жизни и поэзии!
* Мария Борухова. В переулке потерянных снов. Саратов, 2021.
Мария Борухова. Слова, не сказанные летом. Саратов, 2024.
* * *
* * *
***
Пишите Дмитрию Шеварову: dmitri.shevarov@yandex.ru