Торги были приостановлены 11 марта из-за необходимости завершения конкурсных процедур по отбору биржи на очередные три года. В этом сезоне уже приобретено более 850 тыс. тонн зерна на сумму более 12 млрд руб. Всего в этом сезоне планируется закупить 2 млн тонн зерна. В 2023 году у аграриев в госфонд уже было закуплено 3 млн тонн. Весь объем предназначается на нужды мукомольной и хлебопекарной промышленности. Механизм интервенций действует в России с 2001 года. Он является инструментом для регулирования цен. Когда цены на зерно низкие, государство закупает зерно у аграриев, тем самым поддерживая их. А когда цены на зерно высокие, зерно из госфонда продают: на рынке появляется дополнительный объем - и цена падает.
Два сезона подряд в России собирают рекордные урожаи - почти 158 млн тонн в 2022 году и 142,6 млн тонн в 2023 году. Госфонд позволяет немного разгрузить рынок, затоваренный до предела.
Определенную долю избыточного предложения закупки в госфонд, безусловно, снимут, но полностью проблему не решат, считает председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. К тому же, по его мнению, рост госзакупок имеет обратную сторону: он ведет к заполнению востребованных элеваторных мощностей и снижению их оборачиваемости.
Для комплексного решения вопроса надо наращивать сбыт, но тут есть нюансы, отмечает Зернин. Некоторые эксперты считают экспорт зерна единственным вариантом решения проблемы, но он имеет недостатки. Во-первых, существующая экспортная зерновая инфраструктура работает на пределе возможностей. Действующие экспортные пошлины и квоты никак не ограничивают сегодняшний рекордный поток зерна на экспорт, который сам по себе является одной из причин падения мировых цен.
"Если бы у нас были возможности еще больше нарастить экспортные поставки, это могло бы привести к катастрофическому обвалу цен. Мы уже были свидетелями отрицательных биржевых цен на нефть исключительно из-за ценовых манипуляций биржевых спекулянтов", - говорит Зернин.
Дальнейший рост пропускной способности экспортной инфраструктуры связан с серьезными инвестициями и требует многих лет на их реализацию, отмечает эксперт. При этом мы можем столкнуться со снижением спроса на российское зерно на мировом рынке, как за счет роста конкуренции с другими странами, так и за счет роста своего производства зерна в некоторых крупных странах - импортерах зерна.
Выходом может стать развитие внутренней переработки зерна в муку и более глубокие фракции, считает Зернин. Это повысит внутренний спрос на зерно, который сейчас стагнирует. "Развитие мукомольных мощностей позволило бы в дальнейшем помочь разгрузить интервенционный фонд от избыточных объемов, вынужденно выкупаемых сегодня с рынка. Кроме того, развитие своей переработки позволит качественно поменять структуру зернового экспорта, повысить его маржинальность и создать новые рабочие места. Будучи великой зерновой державой, мы пока откровенно проигрываем конкурентную борьбу на рынке муки другим странам, в том числе закупающим российское зерно в качестве исходного сырья", - говорит Зернин.