28.03.2024 19:14
    Поделиться

    Симон Мацкеплишвили: Кардиология станет ключевой врачебной специальностью будущего

    Открываются новые, нередко уникальные медицинские учреждения. Создаются ультрасовременные технологии, методы диагностики и лечения. Появляются эффективные препараты, вакцины... Но количество недовольных пациентов почти не меняется. Да и общие показатели здоровья оставляют желать... Почему? Об этом беседуем с кардиологом, членом-корреспондентом РАН, заместителем директора по научной работе и руководителем Отдела информационных технологий в биомедицине Медицинского центра МГУ имени М.В. Ломоносова Симоном Мацкеплишвили.
    Симон Мацкеплишвили: Вместе с коллегами из Европы и США создаем новый метод лечения ишемической болезни сердца.
    Симон Мацкеплишвили: Вместе с коллегами из Европы и США создаем новый метод лечения ишемической болезни сердца. / Сергей Куксин

    Симон Теймуразович! Так почему? Так было и будет всегда?

    Симон Мацкеплишвили: С моей точки зрения, важнейшим достижением в медицине в ближайшие годы должна стать не столько трансляция накопленных уникальных научных и технологических разработок в клиническую практику, сколько, в первую очередь, максимальная гуманизация нашей специальности. Когда ориентация исключительно на новейшие технологии во многом сменится на взаимодействие с пациентами, проникнутое любовью, заботой и уважением к человеческому достоинству.

    1,3 миллиона жизней россиян позволит сберечь простое улучшение контроля артериального давления

    Ведь сегодня многие проблемы в медицине связаны не с отсутствием инноваций в диагностике или лечении заболеваний, а с низкой приверженностью пациентов к соблюдению врачебных рекомендаций и назначений. Приведу пример. Простое улучшение контроля артериального давления в России с сегодняшнего недопустимо низкого показателя в 24% до всего лишь 50%, по расчетам Всемирной организации здравоохранения, позволит уже в этом году сберечь 1,3 миллиона (!) жизней наших соотечественников.

    А технологии?..

    Симон Мацкеплишвили: Безусловно, развитие новых технологий расширяет наши возможности и в сбережении здоровья, и в профилактике множества заболеваний, и в лечении недугов, которые совсем недавно считались или продолжают считаться неизлечимыми. Я бы выделил пять направлений, способных изменить медицину в обозримом будущем.

    Какие именно?

    Симон Мацкеплишвили: Это биоинженерия. То есть создание новых тканей и органов, биопечать каркасов органов и их клеточное наполнение. Это нанотехнологии. То есть разработка и использование микроскопических сенсоров, способных непрерывно мониторировать физиологические параметры жизнедеятельности, адресная доставка препаратов, а также и микророботы, действующие внутри человеческого организма. Это регенеративная медицина. То есть создание условий для восстановления или замещения собственных поврежденных органов и тканей. Это генотерапия и редактирование генома. То есть введение нормальных, выключение или замещение дефектных генов. Это иммунотерапия. То есть стимуляция, подавление или изменение ответа иммунной системы при множестве заболеваний, включая разработку новых способов доставки диагностических меток или лекарственных препаратов.

    И все это реально. В последнее время мы свидетели того, что практически все медицинские направления становятся междисциплинарными, приводя к появлению новых специальностей.

    Например?

    Симон Мацкеплишвили: Например, кардиоонкология. Это предотвращение, диагностика и лечение поражения сердечно-сосудистой системы при лечении онкологических заболеваний. Очень важно, что и сама медицина, равно как и науки о жизни, составной частью которых она является, тоже становится все более междисциплинарной.

    Сегодня новейшие разработки в диагностике и лечении многих заболеваний выполняются на стыке медицины с физикой, химией, информатикой, множеством других, в том числе гуманитарных наук. Это и уникальные методы диагностики, основанные на новых физических принципах. Это и новые возможности лечения и реабилитации пациентов, использующие последние достижения химии или наук о материалах. И, конечно, биоэтика, стоящая на страже интересов пациента в стремительно развивающемся мире медицинских технологий. Без ее развития будущее медицины невозможно.

    Особенно актуально это в свете бурного развития цифровизации и методов, основанных на использовании машинного обучения и искусственного интеллекта, включая большие языковые модели. В отличие от многих моих коллег, я предвижу основной областью применения таких технологий не столько помощь врачам в постановке диагноза, оценке результатов обследования, включая цифровую обработку диагностических изображений, или даже замену врачей медицинскими роботами, а предотвращение возможных ошибок как в клинической деятельности, так и, что очень важно, в научных исследованиях.

    А важнейшие направления в клинической медицине? Первенство, как и раньше, за кардиологией и онкологией?

    Симон Мацкеплишвили: Безусловно! Важнейшими направлениями останутся заболевания сердечно-сосудистой системы, злокачественные новообразования и нейродегенеративные болезни. Хотя... Хотя, к примеру, стремительно развивающаяся на наших глазах пандемия ожирения и связанных с ним заболеваний становится новым вызовом для медицинской науки. Может, не всем известно, что в нашей стране, например, болезни, связанные с ожирением, третья причина смертности. На первом месте высокое артериальное давление. На втором - курение.

    Стремительно развивающаяся на наших глазах пандемия ожирения и связанных с ним заболеваний становится новым вызовом для медицинской науки

    Еще один важнейший вызов - нарастающая проблема резистентности к антимикробным препаратам. Это во многом связано с их нерациональным использованием. В том числе в ходе пандемии COVID-19.

    Думаю, довольно скоро в нашем распоряжении будут способы излечения большинства онкологических заболеваний, даже считающихся трудно поддающимися лечению. Это связано с достижениями в онкохирургии, противоопухолевой химио-, таргетной и, в особенности, иммунотерапии. Активно разрабатываются методы лучевой терапии и ядерной медицины с использованием новых мишеней, источников излучения и способов прецизионного, фокусированного уничтожения злокачественных клеток. Появляются новые радиоизотопы и методы их адресной доставки в опухолевую ткань. Все это наверняка положительно изменит состояние в онкологии.

    Важнейшие достижения ожидаются в понимании природы нейродегенеративных заболеваний, таких тяжелых состояний, как болезнь Паркинсона, шизофрения и других психических заболеваний. Научные исследования, проводимые в нашей стране и за рубежом, дают надежду миллионам пациентов, страдающих душевными расстройствами.

    Интереснейшие работы ведутся в области изучения сознания, памяти, других проявлений высшей нервной деятельности. По моему мнению, мы получим ответы на вопросы, которые человечество задает сотни лет. Эти достижения, транслируемые в клиническую практику, помогут многим.

    Если позволите - отступление от темы. На прошлой неделе в Суздале в девятый раз прошла школа молодых медиков, ведомая академиком Давидом Иоселиани. Меня всегда поражает удивительная заинтересованность ваших начинающих коллег в получении информации, желание проникнуть в самые глубинные и самые новейшие тайны профессии. Бесконечные вопросы, которые они задают лекторам, тому свидетельство. После отведенного времени слушатели не бегут из зала. А уж если докладчик им особенно по душе... Директор центра интервенционной кардиоангиологии Сергей Семитко, академик Юрий Белов и вы, особенно после придуманной, предложенной вами викторины. Хотя официальная тематика нынешней Школы - "Современные принципы визуализации в диагностике и лечении сердечно-сосудистых заболеваний", можно сказать, узкая. Впрочем, не права: узкая только для тех, кто не в профессии. Докладчики не уходили от вопросов, от обсуждения непривычных мнений... Особая тишина в зале, даже особые аплодисменты. А уж последующие разговоры учеников об учителях, о поднятых проблемах... Это дорогого стоит.

    Симон Мацкеплишвили: Спасибо за такое отступление от темы. Я впервые был приглашен для участия в работе этой школы. И посчитал бы за честь быть приглашенным вновь.

    Судя по всему, так и будет. А теперь к тому, что прежде всего вы кардиолог.

    Симон Мацкеплишвили: И хочу подчеркнуть: предотвращение и лечение болезней системы кровообращения способно спасти миллионы жизней. Именно кардиология, как я думаю, станет ключевой медицинской специальностью будущего.

    Конечно, можно возразить, сказать, что большинство новейших разработок в биомедицине сегодня используется в онкологии, неврологии или в области репродуктивного здоровья. Но, во-первых, именно современная кардиология - истинная квинтэссенция использования новейших достижений в самых разных направлениях естественных наук. Во-вторых, именно прогресс в лечении сердечно-сосудистых заболеваний способен привести к дальнейшему существенному увеличению продолжительности жизни, к которому мы так стремимся.

    На первый взгляд, игрушка, а на самом деле - тоже помощник врача. Фото: Ivan-balvan/iStock

    Ишемической болезни сердца это касается? Именно она уносит 25 процентов жизни россиян.

    Симон Мацкеплишвили: Здесь особенно важны не только знания врача, возможности диагностических методов или способы фармакологического, интервенционного или хирургического лечения. Но и то, с чего мы начали нашу беседу. Это доверительные отношения с врачом, приверженность пациента к назначенному лечению, общие ценности, к достижению которых они сообща должны стремиться.

    Наш подход "шунтирование без шунтирования" основан на использовании уже известных препаратов и методик, но по специальному протоколу

    В Медицинском центре МГУ имени М.В. Ломоносова мы вместе с нашими коллегами из Европы и США работаем над созданием метода излечения ишемической болезни сердца. В отличие от используемых сегодня методов ее "обмана" с помощью препаратов, стентов или коронарного шунтирования. Наш подход, который мы называем "шунтирование без шунтирования", будет основан на использовании уже известных и применяемых препаратов и методик, но по определенному, специально разрабатываемому протоколу. Это примерно как использование дексаметазона и антикоагулянтов при лечении COVID-19, спасших большое количество пациентов. В случае успешного завершения нашего исследования, на что мы очень рассчитываем и надеемся, в нашем распоряжении появится уникальный способ значительно улучшить жизнь миллионов больных.

    Остается пожелать удачи и набраться терпения.

    Поделиться