издается с 1879Купить журнал

Почему замечательные актеры не спасли телесериал Первого канала "Союз спасения"

С большим интересом посмотрев первые серии "Союза спасения", я с глубочайшим сожалением понял, что даже очень образованные российские зрители будут не в состоянии внимательно следить за всеми перипетиями многосерийного фильма, постоянно пытаясь сообразить, кого из конкретных исторических персонажей играет тот или иной популярный актер и в каких служебных взаимоотношениях находятся между собою эти исторические фигуры. Кто начальник, а кто - подчиненный. Кто стоит выше на ступеньках служебной лестницы, а кто - ниже.

Михаил Бестужев-Рюмин (Иван Янковский) и Сергей Муравьев-Апостол (Леонид Бичевин).

Первый канал. Дирекция кино.

Михаил Бестужев-Рюмин (Иван Янковский) и Сергей Муравьев-Апостол (Леонид Бичевин).

Но без понимания этих выразительных нюансов невозможно следить за всеми хитросплетениями сюжета.

На премьере фильма "Союз Спасения" в Москве. Фото: РИА Новости.

Александр I

Выбор актера на роль государя - точное попадание в цель. Виталий Кищенко психологически достоверно и исторически точно играет роль человека, о противоречивой сущности которого лучше многих других современников Александра I написал князь Петр Андреевич Вяземский.

  • Сфинкс, не разгаданный до гроба, -
  • О нем и ныне спорят вновь;
  • В любви его роптала злоба,
  • А в злобе теплилась любовь.
  • Дитя осьмнадцатого века,
  • Его страстей он жертвой был:
  • И презирал он человека,
  • И человечество любил.

Мы воочию видим трагическое одиночество носителя верховной власти. У Александра I нет детей, две дочери рано умерли, причем при дворе многие знают, что не Александр был их биологическим отцом. Императрица Елизавета Алексеевна (Ксения Кутепова), супруга Александра, без обиняков говорит о своей супружеской неверности фрейлине Анне Бельской (Софья Эрнст).

Александр I .

Император, который любит играть в шахматы, желает провести реформу - освободить крестьян от крепостной зависимости. Он замыслил многоходовую комбинацию, направленную на реализацию этого великого замысла, и ему нужны сподвижники, склонные не только помочь в исполнении реформы, но и готовые на самопожертвование ради осуществления высшей цели. Да, царь понимает, что дворянство не поддержит его. Тогда он принесет в жертву сановника, формального инициатора крестьянской реформы, отступит на заранее подготовленные позиции, но дело будет сделано. "В стене пойдут трещины!" - так сам монарх во время игры в шахматы излагает суть своего замысла члену Государственного совета Михаилу Михайловичу Сперанскому (Максим Аверин).

Александр I (актер Виталий Кищенко). Фото: Первый канал. Дирекция кино.

Интереснейший парадокс российской истории: Александр I и тайное общество, таясь друг от друга, обдумывают планы, в сущности, одних и тех же радикальных государственных преобразований. Поднимается ветер, и никто не знает, какие бедствия он принесет тем, кто пытается его вызвать.

Пестель

Сразу же скажу, что Павел Прилучный не справился с ролью. Он играет какую-то странную смесь очередного мажора в украшенном орденами полковничьем мундире и заурядного опереточного злодея, утверждающего, что "солдат надо держать в узде - для их же блага". Реальный Пестель был совсем иным человеком. С первых же минут общения он подавлял собеседника мощью своего незаурядного интеллекта, обширностью энциклопедических познаний и непреклонной волей. "Пестель обольстил меня своим умом", - утверждал один из членов тайного общества. "Не понимаю, как этот человек имеет терпение командовать полком, в то время как с его способностями надлежит быть министром или посланником", - вторил ему один из военачальников Русской императорской армии. В том, как Прилучный играет Пестеля, нет ни психологической, ни исторической достоверности.

Павел Пестель.

Но это бы полбеды. Ложны основные посылки авторов фильма, предложенные зрителям.

Накануне предстоящего смотра на Сенатской площади командир батальона Черниговского полка подполковник Сергей Иванович Муравьев-Апостол (Леонид Бичевин) получает неожиданный вызов в Киев. Там прибывший из Петербурга полковник Алексей Карлович Амфельт (Артем Ткаченко), дежурный штаб-офицер Главного штаба, объявляет собранным офицерам, что смотра не будет. Император отменил смотр, ибо ему известно об опасных настроениях во Второй армии. Заговорщики в смятении. Полковник Павел Иванович Пестель гневно винит во всем недавно принятого в тайное общество рядового Сергея Алексеевича Баранова (Игорь Петренко), разжалованного из майоров. Пестель подозревает, что именно Баранов сделал донос на тайное общество. Муравьев-Апостол отказывается верить облыжным обвинениям. Между двумя лидерами тайного общества усиливается разлад...

Павел Пестель (актер Павел Прилучный). Фото: Первый канал. Дирекция кино.

Доверчивому зрителю невдомек, что в реальной действительности не было ничего подобного.

Полковник Амфельт и разжалованный в рядовые майор Баранов - это вымышленные исторические персонажи, а срочный вызов всех заговорщиков в Киев - плод фантазии создателей фильма. Художник имеет право на вымысел, но в данном случае вымысел не обоснован художественно.

Первая логическая посылка - ложная.

Аракчеев и Сперанский

Тем временем в Петербурге, на вершине российского военно-политического олимпа, усиливается и достигает апогея противостояние между графом Алексеем Андреевичем Аракчеевым (Роман Мадянов) и Михаилом Михайловичем Сперанским (Максим Аверин). Граф Аракчеев - главный начальник Отдельного корпуса военных поселений по должности и второй человек в империи по необъятности сосредоточенной в его руках власти. Сперанский - тайный советник, член Государственного совета и основной инициатор готовящихся в стране реформ; главная пружина предстоящей "революции сверху", которую неспешно готовит государь. Что-то неладно в государстве Российском, если на самом верху нет единомыслия между самыми важными столпами империи.

Граф А. Аракчеев.

Такова вторая логическая посылка авторов фильма.

Однако не было конфликта, изображенного в фильме. И да простится мне этот вульгаризм, не хватали столпы чисто по-пацански за грудки друг друга. В реальной истории Сперанский неоднократно прибегал к покровительству всесильного графа Аракчеева. Они уважительно относились друг к другу даже в мелочах. Да, русское образованное общество безусловно осуждало военные поселения. Но получив от графа отчет об их организации, Сперанский ответил Аракчееву учтивым письмом от 22 марта 1823 года, в котором весьма дипломатично одобрил деяния его сиятельства:

Граф А. Аракчеев (актер Роман Мадянов). Фото: Первый канал. Дирекция кино.

"С истинною благодарностию возвращаю вашему сиятельству отчет военных поселений. Я читал его с таким же удовольствием, с каким читают путешествия в страны неизведанные. Тот не имеет еще понятия о военных поселениях, кто удивляется их успехам, не зная каких трудов стоили сии успехи. Сколько разнообразных видов, кои надлежало обнять и сообразить, сколько неимоверных трудностей, с коими должно было бороться".

Граф был доволен и решил сохранить письмо для Истории. На подлиннике рукою Аракчеева было начертано: "Копия с онаго за моим свидетельством отдана в дела штаба военных поселений".

Михаил Сперанский.

Итак, и вторая логическая посылка создателей "Союза спасения" оказалась ложной.

Каждый, кто знаком с формальной логикой, знает: при наличии двух ложных логических посылок итоговый логический вывод не может быть истинным, а будет ложным.

Как же создатели фильма попытались свести воедино и совместить между собой аргументы и факты несводимые и несовместимые?

Михаил Сперанский (актер Максим Аверин). Фото: Первый канал. Дирекция кино.

Константин I

На разные лады они стараются укоренить в сознании современного зрителя сокровенную мысль: в рядах тайного общества не было единства, но единомыслия не было и на вершине российского военно-административного олимпа. Поэтому победа одной из противоборствующих сторон не была изначально предопределена и во многом носила случайный характер. При этом неискушенный зритель, который пытается разобраться в непростых и чрезвычайно запутанных взаимоотношениях реальных и вымышленных исторических персонажей, не в состоянии понять: почему в Российской империи возникло междуцарствие, кто был в этом виноват и что надо было делать в сложившейся ситуации?

Для ответа на эти вопросы обратимся к иконографии Александровской эпохи.

На некоторых парадных портретах император Александр I запечатлен опирающимся на толстый фолиант с надписью "Закон" на корешке переплета. Эффектная поза, запечатленная художником, плохо согласуется с реальным поведением государя. Своими действиями Александр I грубо нарушил "Учреждение об императорской фамилии" - один из коренных законодательных актов Российской империи, обнародованных Павлом I в 1797 году. Согласно этому закону, престол после смерти Александра I должен был наследовать следующий за императором по старшинству брат - цесаревич Константин Павлович (Виталий Коваленко). Но тот, сославшись на свой морганатический брак с польской дворянкой и неспособность царствовать, отказался от прав на престол, что и было оформлено в виде манифеста Александра I от 16 (28 августа) 1823 года. После смерти Александра I престол должен был перейти к Николаю.

Однако же манифест не был обнародован при жизни Александра I.

Александр создал противоречивую правовую коллизию. "Учреждение об императорской фамилии" не допускало возможность передачи престола по завещанию. И по существующему закону, и по стихийному правосознанию Александровской эпохи, то есть "по совести" и "по душе", - престол должен был перейти к Константину Павловичу. Гвардия присягнула ему, а вслед за ней Сенат и Государственный совет. В государстве Российском появился новый император - Константин I. Однако тот, настаивая на своем нежелании царствовать, отказался приехать в столицу, чтобы публично отречься от престола, - и смачно показал кукиш. Он не собирался помогать младшему брату Николаю занять освободившийся трон.

Лишь убедившись в твердом нежелании Константина царствовать, Николай вместе со всем семейством поспешно переехал в Зимний дворец, занял кабинет покойного императора и решил провозгласить себя императором. Утром 14 декабря 1825 года должна была состояться новая присяга.

Тайное общество, в свою очередь, решило вывести войска на площадь под предлогом соблюдения присяги, данной Константину. Присягают лишь один раз в жизни. И только смерть императора может освободить от присяги, ему данной.

На Юге сложилась принципиально иная ситуация. Иная и с эмоциональной, и с правовой точек зрения. Там войска уже присягнули Николаю, и любое нарушение этой присяги было государственным преступлением.

Так государство Российское оказалось на пороге новой Смуты.

Милорадович

Благодаря консультациям исторических реконструкторов и работе кинооператоров, восстание на Петровской (Сенатской) площади запечатлено эпически - с максимально возможной масштабностью и зрелищностью. Зритель может ощутить эффект присутствия и понять, какие эмоции испытывали непосредственные участники событий на площади - как с одной, так и с другой стороны. Психологическая мотивация противоборствующих сторон показана убедительно и многогранно. История эмоций людей давно прошедшей эпохи передана с большой художественной выразительностью. Все хорошие люди. У каждого своя правда...

Михаил Милорадович.

Гибель графа Милорадовича воспринимается как подлинная трагедия. Милорадович прекрасно понимает: с воцарением Николая его звезда закатилась. Отставной поручик Петр Григорьевич Каховский (Сергей Агафонов) подло стреляет легендарному военачальнику в спину, а поручик лейб-гвардии Финляндского полка князь Евгений Петрович Оболенский (Дмитрий Лысенков) ранит графа штыком солдатского ружья. В фильме, к сожалению, не показано, что, помимо этого преступления, Каховский смертельно ранил из пистолета командира лейб-гренадер полковника Николая Карловича Стюрлера и ударил кинжалом в голову штабс-капитана квартирмейстерской части Павла Антоновича Гастфера, не желавшего по его требованию кричать: "Ура, Константин!".

Увидев истекающего кровью смертельно раненного Милорадовича, командир лейб-гвардии Конного полка генерал-адъютант Алексей Федорович Орлов (Александр Устюгов), до той поры не желавший подавлять восстание, перестает колебаться, приказывает трубить сбор и ведет полк в атаку на каре мятежников. Раздаются выстрелы. Проливается первая кровь...

Кадр из фильма, запечатлевший убийство графа Милорадовича. Фото: Первый канал. Дирекция кино.

Император Николай I (Иван Колесников) проявляет твердость и приказывает артиллерии открыть огонь по восставшим. "Жестокость они мне могут простить, слабость - никогда". Иван Колесников, даже внешне очень похожий на молодого Николая Павловича, филигранно сыграл свою роль - исторически точно и психологически верно.

На следующий день знатная петербургская дама графиня Мария Дмитриевна Нессельроде напишет в письме: "Приводимые солдаты плачут, говоря, что их обманули. Тем, что государь держал себя столь мужественно, всюду показываясь войскам и находясь вблизи них, он многих удержал от выступления. Если бы Людовик XVI так же сел на коня, французская революция была бы приостановлена"1.

Во время агонии граф Милорадович вспоминает свой прощальный визит к балерине Катеньке Телешовой и ее бесподобный танец.

Так танцуют ангелы.

А теперь перенесемся с Сенатской площади на Юг.

Матвей Муравьев-Апостол

Во время восстания Черниговского полка подполковник Сергей Иванович Муравьев-Апостол (Леонид Бичевин), обманом склонив солдат и офицеров к нарушению данной ими присяги императору Николаю I, в одночасье превратил полноценную воинскую часть в незаконное вооруженное формирование - в банду насильников, грабителей и потенциальных убийц.

Восстание на Петровской (Сенатской) площади. Фото: Первый канал. Дирекция кино.

Их первой жертвой стал командир Черниговского пехотного полка Густав Иванович Гебель (Владислав Ветров), ветеран всех Наполеоновских войн, которому мятежники нанесли 14 штыковых ран. Раненый полковой командир до конца исполнил воинский долг. Он сумел спрятать и сохранить от расхищения полковую казну, в которой было 20 тысяч рублей. Подполковник Муравьев-Апостол утверждал, что ведет солдат к грядущей виктории, а фактически вел их к бесславию, позору и гибели. Для марша на Петербург нужны были деньги, которых не было. Дисциплина упала. Мятежные черниговцы предались пьянству, сожгли шинок и стали обирать беззащитное население окрестных местечек. Все это чрезвычайно наглядно и исключительно доходчиво показано в заключительной серии "Союза спасения".

К моему глубочайшему сожалению, создатели "Союза спасения", перенасытив сериал вымышленными героями, не включили в число действующих лиц ряд важных исторических персонажей, к числу которых относится и отставной подполковник Матвей Иванович Муравьев-Апостол, бывший семеновец и участник возмущения Черниговского полка. Как показало следствие по делу декабристов, "когда два офицера Черниговского полка ранили полковника Гебеля, он успел удержать одного от дальнейшего неистовства"2. Следовательно, именно Матвей Иванович фактически спас полкового командира. Он был очень совестливым и чрезвычайно прозорливым человеком. 3 ноября 1824 года, еще за год до возмущения, в минуту сильного духовного кризиса, Матвей Иванович написал в письме к младшему брату Сергею пророческие слова:

Сергей Муравьев-Апостол.

"Допустим даже, что легко будет пустить в дело секиру революции; но поручитесь ли Вы в том, что сумеете ее остановить? Армия первая изменит нашему делу. ...Силы наши у вас в обществе - одна видимость, нет решительно ничего надежного. ...Нужен прочный фундамент, чтобы построить большое здание, а об этом-то менее всего у вас думают"3.

Прочного фундамента не было. Здание виктории, к которой так настойчиво стремился Сергей Иванович Муравьев-Апостол, воздвигнуть не удалось.

Сергей Муравьев-Апостол

Восстание Черниговского полка было подавлено девятью залпами картечи и атакой двух гусарских эскадронов. "Сначала гусары не решались пустить в ход сабли, пораженные необычайным положением нападения на своих же, но после того, как генерал Гейсмар собственноручно зарубил поручика Щепилу, гусары бросились со всех сторон на офицеров. В этой сумятице подполковник Муравьев схватил было брошенное знамя, но заметив приближение к себе гусарского унтер-офицера, бросился к своей лошади, которую держал под уздцы пехотинец. Последний, вонзив свой штык в брюхо лошади, проговорил: "Вы нам наварили каши, кушайте с нами"4.

Однако и этот выразительный эпизод отсутствует в сериале.

Сергей Муравьев-Апостол (актер Леонид Бичевин). Фото: Первый канал. Дирекция кино.

Мы видим, как Сергей Иванович, подобно Наполеону Бонапарту на Аркольском мосту, со знаменем в руках идет навстречу верным присяге правительственным войскам. Видим, как его поражает картечь. Но создатели фильма, подгоняя исторические факты под собственную концепцию и творя рукотворный исторический миф, стыдливо умалчивают о неудачной попытке офицера скрыться с поля проигранного сражения, в котором Муравьев-Апостол уповал на викторию.

В фильме "Союз спасения" нет ни одного кадра, который бы запечатлел и судьбу солдат, неправдой втянутых в водоворот русской Смуты. В советские времена, когда декабристы трактовались исключительно как подвижники и рыцари без страха и упрека, о трагической участи рядовых солдат, обманом вовлеченных в бунт, говорить не было принято. Их судьба на долгие годы стала фигурой умолчания. Фельдфебели, унтер-офицеры и рядовые были подвергнуты жестоким телесным наказаниям - от 12 тысяч ударов шпицрутенами до двухсот ударов палками5. Сотни нижних чинов были отправлены служить на Кавказ и в Сибирь. Среди них были ветераны победоносных войн, отмеченные наградами и нашивками за безупречную службу. Всех этих знаков отличия они были по суду лишены.

Один из главных участников восстания Черниговского полка подпоручик Михаил Павлович Бестужев-Рюмин (Иван Янковский) был арестован на поле восстания с оружием в руках и закованным доставлен в Петербург. При первом же допросе он заявил: "Я ревностно содействовал к скорейшему достижению желаемой цели - не видя, что самый успех нам был бы пагубен для нас и для России. Но мне определено было раскрыть глаза уже в оковах"6.

Стоит ли удивляться, что и этой ключевой фразы нет в сериале?!

Именно с декабристов началось свойственное русской интеллигенции нетерпение, выражавшееся в стремлении ускорить ход Истории радикальными средствами. Желая пришпорить Историю, интеллигенция фактически добивалась диаметрально противоположного: пугала своим радикализмом власть, усиливала ее охранительные тенденции, и в итоге - на десятилетия откладывала проведение реформ, которые должны были модернизировать страну. Именно с декабристов нетерпение и нетерпимость к инакомыслящим стали неотъемлемой частью культурного кода образованного общества.

PS. И еще несколько слов о присяге. В 1917 году Николай II отрекся от престола, нарушив свой императорский долг по отношению к Государству Российскому, покинув свой государственный пост и фактически освободив всех своих подданных от данной ими присяги. Так в единый миг был сломан становой хребет российской государственности - и началась новая русская Смута.

Впрочем, это уже тема для нового сериала.

  • 1. 14 декабря 1825 года. Воспоминания очевидцев. СПб.: Академический проект, 1999. С. 231.
  • 2. Декабристы. Биографический справочник. М.: Наука, 1988. С. 288.
  • 3. Восстание декабристов. Документы. Т. IX. М.: Госполитиздат, 1950. С. 211.
  • 4. Восстание декабристов: Документы. Т. VI. М.; Л.: Госиздат, 1929. С. 74.
  • 5. Восстание декабристов: Документы. Т. VI. С. 199-202.
  • 6. Восстание декабристов: Документы. Т. IХ. С. 49.