28.03.2024 09:52
    Поделиться

    Федеральный закон отрегулировал правила и организацию северного завоза

    С 1 апреля вступает в силу федеральный закон "О северном завозе". Он определяет понятийный аппарат и распределение полномочий, связанные с доставкой жизнеобеспечивающих товаров на Крайний Север, вводит институт планирования, категорирование грузов и государственную информсистему мониторинга, а также уточняет меры господдержки и перечень территорий северного завоза.
    Комплексная система управления северным завозом позволит решить не только транспортно-логистические задачи, но и снизить стоимость доставки грузов по всей цепочке
    Комплексная система управления северным завозом позволит решить не только транспортно-логистические задачи, но и снизить стоимость доставки грузов по всей цепочке / КРДВ

    - Разработки законопроекта добивались 20 лет, - напомнил глава Чукотского АО Владислав Кузнецов. - Новый закон гарантирует единую координацию доставки грузов, а также приоритет для социальных товаров, обеспечит уменьшение сроков и стоимости транспортировки продуктов, топлива, строительных материалов. А следовательно - снижение цен товаров на прилавках.

    К районам с ограниченными сроками завоза грузов относится более половины площади России. Здесь, на территории 25 субъектов РФ, располагаются 4108 населенных пунктов. Но жителей - лишь 2,1 процента населения страны. Для относительного комфортного их проживания в 2022 году было доставлено 3,4 миллиона тонн грузов (на 99,7 миллиарда рублей), в 2023-м - 3,7 миллиона. Основная доля - это жидкое и твердое топливо.

    Причем более 84 процентов объема северного завоза приходится на три региона ДФО: Республику Саха (Якутия), Чукотский автономный округ и Камчатский край. В каждом из них свои особенности. В Якутии основная часть грузов идет по Северному морскому пути из Архангельска и Мурманска, затем развозится речным транспортом в короткий навигационный период, остальное - через Усть-Кут (Иркутская область) и поселок Нижний Бестях. На Камчатку товары завозятся через Петропавловск-Камчатский морской торговый порт и портпункты прибрежных поселков, а после по автодорогам и автозимникам доставляются в глубь полуострова. Чукотка снабжается из портов Мурманска, Владивостока и Находки. Грузы, прибывшие морским транспортом в Анадырь, Певек, Провидения, Беринговский, Эгвекинот, идут к конечным потребителям по рекам летом, по автозимникам в морозный период и по воздуху круглый год: в каждом населенном пункте есть взлетно-посадочная полоса.

    Основным ограничением при организации снабжения труднодоступных территорий стало неудовлетворительное состояние транспортно-логистической сети: средний уровень износа 176 базовых объектов опорной инфраструктуры северного завоза достиг 81,6 процента. В наибольшей степени это относится к водному транспорту, который обеспечивает 52 процента поставок.

    Средняя заработная плата в большинстве регионов ДФО выше, чем в целом по России. В ТОП-10 - пять дальневосточных субъектов: ЧАО - 142,5 тысячи рублей, Камчатка - 127,1, Колыма - 123,8, Сахалинская область - 105,6, Якутия - 101,3 тысячи. Однако, несмотря на такие цифры, платежеспособность населения ограничена, поэтому затраты на обеспечение северного завоза не компенсируются за счет выручки. По продовольственным товарам разница в ценах в сравнении со среднероссийским уровнем достигает 5,6 раза, по непродовольственным - двух раз. Так, конечная стоимость завозимых овощей и фруктов в 1,4 - 6,9 раза выше розничных цен поставщиков из Владивостока. По молочным продуктам и яйцам разница от 1,6 до 5,5 раза, хлебобулочным изделиям - от 1,8 до 4,3 раза. Но поскольку северный завоз имеет социальную значимость, эта система действует при государственной поддержке. Основной объем расходов (63 процента) приходится на уже упомянутую тройку - Камчатку, Чукотку, Якутию.

    Помощь предоставляется преимущественно в форме субсидий, что предполагает обязательное софинансирование получателем средств. Государственная финансовая поддержка идет из региональных бюджетов и в совокупности с федеральными трансфертами покрывают лишь 27 процентов затрат участников завоза.

    Исполнение федерального закона "О северном завозе" позволит сбалансировать систему государственной финансовой поддержки снабжения северных труднодоступных территорий и оптимизировать логистику доставки товаров.

    Внедрение всех положений закона позволит сократить сроки доставки товаров северного завоза в среднем на 25 процентов и снизить на 20 процентов их стоимость для конечных потребителей

    Один из шагов в этом направлении - создание цифрового двойника "Северный завоз", предназначенного для сбора, обработки, хранения, анализа и предоставления данных о поставках грузов жизнеобеспечения, а также для планирования и мониторинга. База данных цифровой информационно-аналитической системы содержит сведения о 25 регионах РФ, осуществляющих завоз. В реестре более 70 ключевых поставщиков грузов, свыше 1000 грузополучателей, 1392 объекта складской инфраструктуры, 40 основных номенклатурных позиций завозимых товаров, 27 различных видов транспортных средств (в том числе БПЛА и дирижабли), 10000 основных маршрутов поставок.

    Для мониторинга северного завоза формируется новая федеральная государственная информационная система (ФГИС). Постановление об этом подписал Михаил Мишустин.

    - ФГИС - одно из главных нововведений закона, - подчеркнул глава минвостокразвития Алексей Чекунков. - Между собой условно называем ее "Яндекс.Севзавоз" - чтобы весь процесс был таким же удобным и прозрачным, как привычные сервисы Яндекс.Такси, Яндекс.Еда.

    Планируется, что ФГИС мониторинга северного завоза будет вводиться в эксплуатацию поэтапно в течение 2024-2026 годов. С ее помощью предполагается обеспечить централизованное планирование и своевременно выявлять риски сбоя поставок тех или иных грузов, построить оптимальные по продолжительности и стоимости логистические маршруты доставки важных товаров, обеспечить специальную маркировку грузов северного завоза и автоматизировать сбор статистической информации.

    Инфографика "РГ" / Рафаэль Зарипов

    - Сокращаются многочисленные цепочки посредников, это позволит влиять на конечную стоимость товара. Что немаловажно - создается новое правовое пространство, которое минимизирует риск нарушения сроков, возникновения нештатных ситуаций. Отпадает необходимость в "ручном управлении" поставками, ранее мы регулярно подключались к решению таких проблем, - отметил губернатор Камчатского края Владимир Солодов.

    В регионах с ограниченными сроками доставки грузов приступили к совершенствованию системы северного завоза еще до принятия федерального закона. Наработан определенный опыт, особенно в Республике Саха.

    К примеру, в Якутии оптимизировали логистическую схему транспортировки товаров, перепроектировав в 2021 году цепочку завоза в муниципальные образования, расположенные в северо-восточной части региона. В итоге в три раза снизились транспортные затраты, а экономия составила 400 рублей за килограмм перевозимого груза.

    Правительство республики в 2020-м подписало соглашение о сотрудничестве с Федеральным агентством по государственным резервам. Подлежащая разбронированию продукция используется для обеспечения северного завоза. Так, в 2022 году из запасов Росрезерва в регион было поставлено 1370 тонн продуктов питания.

    Очень важный шаг - формирование сети торгово-логистических центров, состоящих из магазина самообслуживания, овощехранилища, холодильников, теплого и холодного складов. Их ввод позволяет снизить цены на социально значимые продовольственные товары до 59 процентов. Уже действуют восемь ТЛЦ, а до конца 2025 года они должны появиться во всех 13 арктических районах Республики Саха.

    Основной объем господдержки при организации северного завоза приходится на три дальневосточных региона - Камчатку, Чукотку, Якутию

    Среди других региональных практик - модернизация котельных с использованием механизма государственно-частного партнерства и строительство тепличных комплексов. Перевод 12 старых мазутных котельных в Верхнебуреинском районе Хабаровского края на более современные мощности даст экономию свыше 800 миллионов рублей в год, так как потребление топлива уменьшится на четыре тонны в день. Круглогодичные теплицы в зоне вечной мерзлоты в Якутии и на Чукотке уже помогли сократить завоз свежих овощей и зелени, а в перспективе полностью обеспечат потребность жителей в огурцах и томатах.

    - Внедрение всех положений закона позволит сократить сроки доставки товаров северного завоза в среднем на 25 процентов и снизить на 20 процентов их стоимость для конечных потребителей, - считает Алексей Чекунков.

    Кстати

    Федеральный закон определяет состав территорий северного завоза. В ходе его подготовки выяснилось, что в перечень включены поселения, где не проживают люди или где уже решены проблемы снабжения, например, за счет оптимизации логистики.

    - Наши аналитики провели своего рода инвентаризацию более четырех тысяч населенных пунктов, которые относятся к северному завозу. Оказалось, что в списке были даже упраздненные поселения, - рассказал административный директор ФАНУ "Востокгосплан" Виталий Кубичек.

    Ученые выделили три группы населенных пунктов - "поддерживающего", "базового" и "критического" завоза. Третья категория - самые "тяжелые" территории, очень отдаленные, со сложным климатом. Здесь для бесперебойного снабжения требуется усиление роли госрегулирования, в первую очередь на федеральном уровне. К этой группе в ЧАО относится 39 населенных пунктов, в Магаданской области - девять, на Камчатке - 35, в Сахалинской области - три, в Хабаровском крае - 57, в Бурятии - два, в Забайкалье - девять, в Приморье - четыре, в Амурской области - один, в Якутии - 233.

    Поделиться