Ректоры вузов Урала одобряют раннее трудоустройство студентов

Желание как можно скорее начать строить карьеру, стать финансово независимыми мотивирует молодежь трудоустраиваться еще в годы учебы. Когда-то студенты-дневники в лучшем случае подрабатывали, затем стали все чаще устраиваться на постоянную работу на старших курсах, а теперь на ярмарки вакансий приходят даже первокурсники - совмещать обучение с работой стало практически нормой. Интерес бизнеса к юным соискателям в условиях острейшего дефицита рабочей силы вполне понятен. А как оценивают новый тренд в образовательных учреждениях - мешает это освоению учебной программы или, наоборот, помогает в подготовке будущего специалиста? Небольшой опрос "РГ" показал, что большинство руководителей вузов такое стремление молодежи поддерживает.
Многие молодые люди уже во время учебы стремятся подрабатывать, чтобы материально не зависеть от родителей.
Многие молодые люди уже во время учебы стремятся подрабатывать, чтобы материально не зависеть от родителей. / Татьяна Андреева/РГ

Директор Уральского института управления - филиала РАНХиГС Олег Гущин считает, что в раннем начале трудовой карьеры больше плюсов, чем минусов. По его мнению, главное - чтобы работа в студенческие годы не наносила ущерб учебе, ведь совмещать эти занятия не так-то просто.

- Можно, конечно, трудиться курьером или официантом. Это позволяет молодому человеку решать материальные проблемы, быть независимым от родителей. Но вот учебе, согласитесь, не особенно помогает. Выходом может стать работа по будущей специальности или по крайней мере близкой к ней, - отметил он.

Как найти такие вакансии? По словам Гущина, многие крупные работодатели активно участвуют в организуемых вузом Днях карьеры. К примеру, подобное мероприятие совместно с факультетом экономики и менеджмента проводила федеральная торговая сеть: студентов познакомили с возможными карьерными треками в компании и спецификой деятельности ее отдельных подразделений, а главное - предложили пройти оплачиваемые летние стажировки, в ходе которых каждого новичка сопровождает индивидуальный наставник.

- Полагаю, будущее именно за такими форматами занятости студентов, - говорит спикер.

Нехватка знаний и отсутствие диплома становятся тормозом: более молодые коллеги, получившие полноценное образование, опережают в профессиональном и карьерном росте

Ректор Югорского государственного университета Роман Кучин тоже считает, что раннее трудоустройство приносит в большей степени положительный эффект, но важно соблюсти баланс и грамотно выстроить процесс.

- Мы реализуем программу взаимодействия с индустриальными партнерами по системе "школа-вуз-предприятие", которая позволяет школьникам моделировать свою будущую профессию и определять дальнейшую траекторию развития, студентам - формировать навыки принятия решений, а образовательный процесс адаптировать под запросы работодателей. Таким образом, уже на этапе обучения студенты имеют возможность проходить оплачиваемые стажировки, получать корпоративные стипендии, а по окончании обучения пойти на конкретную должность к конкретному работодателю. Такой подход делает молодых людей более подготовленными к работе в реальных условиях и дает им возможность успешно конкурировать на рынке труда. Студенты старших курсов с удовольствием идут на стажировки и трудоустраиваются на долю ставки по направлениям будущей деятельности, тем самым формируя профессиональные компетенции. Выпускник, имеющий стаж работы по профилю, после окончания университета получает больше шансов продолжить трудовую деятельность на новом уровне и без периода адаптации, - рассказал Роман Кучин.

Ректор Уральского государственного горного университета Алексей Душин относится к работе студентов не просто хорошо, а даже настаивает на том, чтобы ребята проходили производственную практику на предприятиях - это неотъемлемая часть образовательного процесса и университетской культуры.

- Я считаю, что работать нужно уже с первого курса в период каникул, а затем - в рамках производственной практики. Мы в университете это поддерживаем. Большинство наших студентов так и поступает, что позволяет им раньше погрузиться в профессиональный контекст и сформировать соответствующие ценности. Лучше сразу же начинать работать по специальности, не терять время на сферу услуг. Хотя любой профессиональный опыт, в том числе и в этой сфере, является полезным, - считает Душин.

Поддерживает стремление студентов к самостоятельности и ректор Челябинского госуниверситета Сергей Таскаев. Но в то же время он напоминает студентам, что их основная задача - получение образования, фундаментальных знаний.

- Я бы посоветовал ребятам правильно расставлять приоритеты и оценивать свои силы. Не стоит отдавать предпочтение работе на первом-втором курсах. Кроме того, есть разница, что выбирает студент - подработку с частичной занятостью или полноценное трудоустройство с загруженным графиком. Усталость и выгорание могут не лучшим образом отразиться на учебе. Прекрасная возможность для студентов - это работа в составе студотрядов: достойная заработная плата, совместимость с учебой, получение новых навыков. Сейчас направления деятельности студотрядов разнообразны и очень актуальны. Труд бойцов востребован практически во всех сферах экономики, - рассказал Сергей Таскаев.

Ректор Уральского государственного юридического университета Владимир Бублик считает: чем раньше студент столкнется с профессией на практике, тем быстрее он поймет, верный ли сделал выбор.

- Мы приветствуем трудоустройство по специальности. При этом я бы не делал ставку на зарплату - ребята приходят скорее за опытом. Понятно, что студента не возьмут помощником генерального директора, но он уже может выполнять элементарные юридические функции. Если же речь идет о магистратуре, то мы стараемся максимально удобно составить расписание, ведь магистранты - это уже наши коллеги-практики, - подчеркнул он.

А вот ректор Уральского государственного экономического университета Яков Силин не очень приветствует трудовую занятость во время учебы, особенно на младших курсах, студентам которых устроиться по специальности практически невозможно.

- Ну какой он экономист или финансист на первом курсе? Студент приходит в вуз, чтобы учиться, для него продумана программа обучения, ее надо осваивать. Отвлекаясь на работу, ты недополучаешь то, что уже потом никогда не наверстаешь. Какой смысл бежать впереди паровоза? - рассуждает он.

Конечно, ректор оговаривается, что имеет в виду тех ребят, у кого материальное положение семьи позволяет учиться, не отвлекаясь на работу. К сожалению, у многих такой возможности просто нет, особенно если приходится еще и оплачивать обучение. Совмещать эти два занятия тяжело, и нередко ребята, особенно если уже успели создать семью, бросают университет, недоучившись. Впоследствии многие жалеют об этом, осознав, что нехватка знаний и отсутствие диплома становятся тормозом: более молодые коллеги, получившие полноценное образование, опережают тебя в профессиональном и карьерном росте.

- Поэтому, если семейная ситуация не критическая, подрабатывай в выходные, в каникулы, но не в ущерб учебе. Учись вовремя, чтобы потом не жалеть, - подытожил Яков Силин.

Цифра

71 процент составил, по данным hh.ru, рост числа вакансий для соискателей без опыта в Свердловской области в 2023 году