С отчетным докладом на второй сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 14-го созыва выступил премьер Госсовета КНР Ли Цян.
Подготовленный в свое время доклад ООН "Мировое положение и перспективы на 2023 год" дал мрачный прогноз мировой экономике. На в целом неблагоприятном фоне замедления темпов роста до 1,9 процента темпы роста ВВП Китая прогнозировались в 4,8 процента. Аналитики ООН тогда ошиблись, реальный рост китайского ВВП составил 5,2 процента. И это был самый высокий показатель среди наиболее развитых стран мира, т.е. возглавляемое Ли Цяном правительство Китая успешно справилось со своими задачами, а значит, страна, по оценкам экономистов, может сыграть очень важную роль в стимулировании глобального роста и оставаться важнейшей движущей силой, способствующей развитию других регионов мира, и особенно "Глобального юга".
Не будем забывать, что 2024 год для страны особый. Осенью КНР отметит 75-летний юбилей своего рождения в условиях по-прежнему сложной международной обстановки и необходимости преодоления многих вызовов. И этот год, по словам Ли Цяна, станет решающим для достижения целей и решения задач, поставленных в 14-м пятилетнем плане социально-экономического развития страны (2021-2025 годах).
В докладе о работе правительства отмечалось, что целевой показатель темпов роста ВВП - главного индикатора состояния экономики - в 2024 году установлен около 5 процентов, что вызвало неоднозначную реакцию за рубежом. Такой уровень роста ВВП, отмечают некоторые эксперты, продолжает стратегическую линию руководства Китая на отказ от излишних темпов развития любой ценой и переход к качественному развитию за счет высоких технологий, "зеленой" энергетики и социально ориентированной экономической политики, или курсу, по определению Си Цзиньпина, "высококачественного" развития с особым вниманием охране окружающей среды.
Как отметило британское информагентство Reuters, амбициозная цель в 5 процентов для экономического роста на 2024 год указывает на то, что Китай принял меры по изменению модели развития государства, устранил риски, связанные с недвижимостью, и намеревается осуществить экономическую "трансформацию". Китай, сообщил со своей стороны The Wall Street Journal, объявил о целевом показателе экономического роста на этот год равном 5 процентам, что в целом аналогично прошлогоднему показателю. И этот показатель превышает прогнозы Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка (ВБ) для экономического роста КНР в 2024 году, что указывает на уверенность страны в возможности перелома внутренней экономической ситуации.
Среди проблем, которые сегодня являются наиболее актуальными и сдерживающими экономический рост Китая, следует назвать прежде всего кризис на рынке жилой недвижимости. Ведущие девелоперы Китая, пример тому Evergrande, не в состоянии погашать долги, и это вызвало серию дефолтов в этом чувствительном секторе экономики страны.
На протяжении последнего десятилетия недвижимость и ее эксплуатация являлись ключевыми факторами роста. К другим проблемам, которые Китаю предстоит решать, следует добавить и высокую долговую нагрузку муниципалитетов, и слабый потребительский спрос, граничащий с низким уровнем доверия населения.
Результаты исследований, проведенных консалтинговой компанией BCG, свидетельствует, например, что 67 процентов китайского среднего класса намерены в ближайшие 12 месяцев либо оставить неизменными, либо сократить свои расходы. Как следствие, соотношение объемов розничной торговли к национальному ВВП в Китае составляет сегодня только 37 процентов.
Ли Цян в своем докладе твердо заверил, что правительство будет устранять риски в сфере недвижимости и финансовой области, "гибко и умеренно проводить взвешенную монетарную политику с целью обеспечения ее целенаправленности и эффективности".
"Китай, - следует из доклада правительства, - будет устранять как симптомы, так и коренные причины, чтобы снизить риски в сфере недвижимости, задолженности местных органов власти, малых и средних финансовых учреждений". Премьер Госсовета КНР обозначил основные задачи на 2024 год, включая продвижение строительства модернизированной промышленной системы и ускоренное развитие производительных сил нового качества, углубленное осуществление стратегии подъема страны за счет науки и образования, расширения внутреннего спроса, неуклонное углубление реформ и повышение высокоуровневой внешней открытости.
Ставка в экономическом развитии в 2024 году будет сделана на развитие инвестиций и внутреннего потребления. Наращивание инвестиций будет означать создание новых рабочих мест, по плану более 12 миллионов в городах, рост доходов населения и, как следствие, повышение потребительской активности населения. Концентрация усилий и финансовых средств будет сосредоточена на реализации плана действий "Искусственный интеллект плюс", активизации разработки передовых технологий, проведении мероприятий в рамках программы "Год стимулирования потребления". Из центрального бюджета на эти цели будет выделено 700 млрд юаней. Еще на 3,9 трлн юаней будет выпущено целевых облигаций региональных правительств.
Среди уже принятых мер по активизации потребительского спроса следует отметить, что в начале февраля на 25 базовых пунктов - с 4,2 процента до 3,95 процента - снижена базовая процентная ставка по долгосрочным кредитам, китайским студентам объявили кредитные каникулы на весь 2024 год. Среди других возможных не исключается проведение ряда эмиссий потребительских ваучеров, представляющих скидки 15-20 процентов на товары общего потребления.
Тема высококачественного развития и конкретных мер по реализации этого курса неоднократно подчеркивалась руководителями Китая в ходе работы "двух сессий".
Выступая на сессии Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (ВК НПКСК) председатель КНР Си Цзиньпин выделил ряд тем, которым в своей работе должен уделить особое внимание ВК НПКСК. Среди них расширение фундаментальных и прикладных исследований, создание новых технологий и драйверов для ключевых отраслей экономики, защита экологии и окружающей среды, продвижение "зеленого" и низкоуглеродного направлений в социально-экономической сфере.
На пленарном заседании делегаций НОАК и Народной вооруженной полиции Китая, прошедшем в ходе сессии ВСНП, лидер КНР выделил несколько качественных приоритетов уже в военной сфере. К ним он отнес ускорение поставок нового вооружения в армию, углубление реформы оборонно-промышленного комплекса, оптимизацию структуры военной науки и промышленности, совершенствование механизма быстрой трансформации передовых технологий для оборонных целей и выстраивание инновационно-промышленных цепочек, работающих в интересах безопасности страны.
Немало комментариев за рубежом в этой связи вызвал рост оборонного бюджета КНР в 2024 году на 7,2 процента, до 1,69 трлн юаней (около 234 млрд долларов США), который в процентном отношении оказался таким же, как и год назад. Нынешняя сложная международная обстановка, характеризующаяся появлением все новых и новых горячих точек на планете, активизацией провокационных действий США вокруг Тайваня, все это, по заявлениям официальных представителей китайских властей, заставляет руководство Китая планомерно и последовательно заниматься укреплением обороноспособности страны.
Одним из важнейших приоритетов современного развития остается наука. В 2024 году Китай, как следует из докладов сессии ВСНП, выделит на научные исследования и разработки 370,8 млрд юаней (51,5 млрд долларов), что превышает на 10 процентов аналогичные расходы прошлого года и является самым высоким в процентном отношении бюджетным приростом даже в сравнении с такими областями, как общественная безопасность, образование и оборона.
Несомненно, значительную финансовую подпитку развитию науки и высоких технологий осуществляют создаваемые инвестиционные фонды. Так, например, Национальный совет Фонда соцобеспечения Китая (NCSSF) стал учредителем в Шэньчжэне (провинция Гуандун) инвестиционного фонда с объемом финансов 5,1 млрд юаней (710 млн долларов), которые будут направлены на развитие научных и технологических предприятий в регионе Большого залива Гуандун - Сянган - Аомэнь. Это отрасли информационных технологий следующего поколения, производство высокоточного оборудования, биомедицины, новых материалов и источников энергии.
Ранее NCSSF уже создал в 2023 году два успешно действующих сегодня инвестфонда в Пекине и Шанхае с объемом 5 млрд юаней каждый. Активы NCSSF на конец 2022 года составили 2,9 трлн юаней (400 млрд долларов), а совокупный доход от инвестиций - около 1,7 трлн юаней.
На поддержку национальной индустрии чипов КНР планируется направить средства региональных органов власти и госкомпаний. По оценке Bloomberg, в Государственный фонд инвестиций полупроводниковой промышленности поступит около 200 млрд юаней (27 млрд долларов), которые затем будут распределяться через Министерство науки и технологий КНР с целью поддержки предприятий отрасли в условиях санкций США и ЕС.
Многие эксперты и аналитики ставят под сомнение, что высококачественное развитие Китая может добиться заявленных целей в условиях нового витка обострения той торговой войны, которую США уже в течение целого ряда лет ведут с КНР и в которую все больше втягивается ЕС. Это серьезный вызов китайской экономике, который учитывался руководством страны при разработке ее экономических планов.
Развитие высоких технологий в Китае вызвало серьезное противодействие со стороны Соединенных Штатов, которые рассматривают его как главную экономическую угрозу своему мировому господству и полны решимости блокировать дальнейшее экономическое развитие Китая.
Торговую войну начала еще администрация Дональда Трампа, и она была продолжена еще более активно при нынешнем американском президенте, когда под запрет на экспорт в Китай попали сложные компьютерные чипы. Фирмы-поставщики оказались под угрозой жестких американских санкций, если не прекратят их дальнейшую поставку.
Нечто подобное мир наблюдает и сейчас. Как раз накануне открытия "двух сессий" президент США Джо Байден объявил о том, что отдал распоряжение министерству торговли провести расследование на предмет того, представляют ли угрозу безопасности для страны так называемые подключенные транспортные средства, то есть средства передвижения, подключенные к интернету.
Естественно, что это нашло поддержку в министерстве торговли, а его глава Джина Раймондо заявила, что "такой противник, как Китай, имеющий доступ к подобного рода информации в таких масштабах, может представлять серьезную угрозу для национальной безопасности и неприкосновенности частной жизни граждан США".
"Протекционизмом по-американски под предлогом "национальности"", под таким заголовком "Жэньминь жибао" опубликовала статью, где особо подчеркивается, что "США обобщили понятие национальной безопасности и используют государственную силу для подавления иностранных предприятий и введения санкций против них". Более тысячи компаний Китая, говорится далее, попали в различные санкционные списки. Во имя безопасности портов Вашингтон, например, планирует замену китайских портовых кранов. И эти примеры можно продолжить.
Подъем индустрии китайских электромобилей за короткий период времени связан, указывает газета, с политикой внешней открытости Китая. Конкуренция и инновации в этой сфере были ускорены благодаря привлечению таких конкурентных иностранных компаний, как Tesla.
Несмотря на действия США, европейские автомобильные компании все же не отказываются от сотрудничества с китайскими коллегами, о чем свидетельствует подписание в феврале соглашения о сотрудничестве между китайской компанией "Сяопэн" и немецким автопроизводителем Volkswagen по ускорению разработки электромобилей.
Для иллюстрации хотелось бы привести показатели китайской торговли в январе-феврале текущего года. Китайские поставки в США увеличились на 8,1 процента, до 72,4 млрд долларов, ввоз товаров из США в Китай при этом снизился на 7 процентов, до 25,7 млрд долларов, что обеспечило КНР увеличение положительного сальдо на 18,8 процента, до 46,7 млрд долларов. Суммарный же дефицит американской торговли, по данным Бюро экономического анализа, вырос на 5,1 процента, до 67,4 млрд долларов. По оценке экспертов, это может свидетельствовать о высоком спросе в американской экономике на китайские товары, несмотря на потуги США по сдерживанию Китая.
Андрей Костин, президент - председатель правления банка ВТБ:
"За последние три десятилетия экономика Китая росла в среднем на 9 процентов в год, в то время как темпы роста в остальном мире составляли от 2 до 5 процентов. И даже в прошлом году, на фоне общего замедления, ВВП Китая вырос на 5,5 процентов, в то время как остальной мир - на 3 процента. Так что, по моему мнению, Китай справляется с текущими вызовами и делает это довольно успешно, и я очень верю, что так будет продолжаться и впредь. Китай - это уже экономическая держава № 1 в мире. Сейчас он проводит существенную трансформацию своей экономики - от экономики, ориентированной на экспорт, к экономике внутреннего потребления. Это важный переход. Конечно, такая трансформация требует определенных усилий и времени, но я совершенно убежден, что Китай находится на правильном пути".
Санжар Болотов, замминистра экономики и коммерции Кыргызстана:
"То, что было отмечено господином Си Цзиньпином, это действительно так - надо переходить к качеству. Это требование времени. Это все мы ощущаем как страна, через которую проходит транзит, как страна, которая является пользователем данной продукции. На сегодня на мировом рынке уже признано: Китайская Народная Республика производит эксклюзивные товары.
Китай - один из основных производителей продукции в сфере энергетики, в сфере солнечной энергетики, китайские компании вышли на первые места по производству электромобилей. Они изменили в целом рынок автомобилестроения, и это действительно стало большим прорывом.
Мы, как соседи, тоже заинтересованы в возможности использования технологий Китайской Народной Республики, мы хотели бы размещать эти производства и на нашей территории.
Поставленные задачи председателем Китайской Народной Республики действительно отвечают требованиям дальнейшего продвижения китайского производства, китайских товаров и развития китайской экономики".
Дмитрий Новиков, первый зампред Комитета Госдумы РФ по международным делам:
"Система выборов в ВСНП в Китае сформирована именно так, что те люди, которые приходят на заседание, представляют интересы конкретных граждан, рабочих, крестьян, кроме того гарантировано представительство всех народов и народностей Китайской Народной Республики. И когда ты имеешь в высшем государственном органе такой срез, такой состав участников, людей, которые не оторвались от земли, не отрывались от своей родины, независимо это большой мегаполис, такой как Шанхай, это небольшая деревушка в отдаленных районах Китая, те люди знают жизнь, чувствуют ее, понимают потребности людей. Большую роль в выдвижении таких представителей играют трудовые коллективы, поэтому, конечно, когда принимается закон, новый закон Китайской Народной Республики в сфере образования, в сфере экономической деятельности, социальной политики, есть возможность учесть самые широкие настроения китайских граждан, населения Китая. В этом отношении из всех политических систем, которые существуют в современном мире, это одна из наиболее демократических. Особенность китайской политической системы состоит в том, что не просто наблюдался экономический рост, важно то, что от этого экономического роста выигрывало все население, не узкий круг людей.
Успехи Китая, которые достигнуты, они-то как раз и демонстрируют эффективность конструкции китайской политической системы. Те реформы, которые на данном этапе проводятся под руководством Си Цзиньпина, пользуются большой и широкой поддержкой, у китайского общества нет каких-то конфликтов, потому что нет конфликта интересов".
Гурген Арсенян, депутат парламента Армении, член армяно-китайской парламентской группы дружбы:
"Тот факт, что китайский народ осуществляет свою власть через свои уполномоченные органы, говорит о том, что у китайского народа есть своя мудрость и своя эффективная власть. Власть, которая отражает именно волю и легальную власть китайского народа. Без эффективной власти, без эффективных органов управления достичь тех результатов, которых достиг китайский народ, Китайская Народная Республика, невозможно. Мы очень ценим опыт модернизации китайской экономики. Мы высоко ценим и констатируем тот факт, что Китай стал мировым лидером по экономике, технологиям и логистике, автомобилестроению".
Евгений Федоров, член Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам:
"Китай - лидер мирового экономического развития. А это означает и политического развития. Основа процветания Китая - это ориентир на многополярность и, соответственно, на изменения в экономике Китая в сторону суверенитета. У Китая появляется возможность самостоятельно определить свое место в мировом разделении труда путем входа на высокотехнологичные изделия".
Алексей Маслов, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова:
"Мы предполагаем, что к концу года китайская экономика выйдет больше чем на пять процентов роста ВВП и плюс к этому возрастет ретейл, будет восстанавливаться рынок недвижимости. Этот год - год стабилизации. Не случайно, Си Цзиньпин говорит о необходимости стабильности. В этом плане китайские власти предпринимают большие усилия. На Китай смотрит вся мировая экономика, потому что Китай занимает от 18 до 20 процентов в мировом ВВП. Конечно же, все, что происходит с Китаем, происходит со всей мировой экономикой".