В настоящее время китайские автомобили экспортируются в более чем 200 стран и регионов мира. В прошлом году производство и продажи автомобилей в Китае впервые превысили 30 млн единиц, заняв первое место в мире 15-й год подряд. Из почти 5 млн экспортированных автомобилей около четверти составили авто на новых источниках энергии. В том же 2023 году BYD обошла Теслу, продав 520 тысяч электромобилей, впервые став крупнейшим в мире производителем электрокаров. В настоящее время BYD стал лидером продаж электромобилей: машины экспортируются в 59 стран и регионов мира. BYD начал производство автомобилей в Узбекистане, да и в России авто этого китайского бренда все более востребованы.
Почему китайские электромобили становятся популярными? Прежде всего характеристики и качество китайских автомобилей продолжают улучшаться, и они получают все большее признание потребителей во всем мире. Помимо высокого качества и относительно низких цен, Китай также имеет полную производственную цепочку и цепочку поставок, которая может поставлять различное сырье и компоненты, необходимые для создания электромобилей и аккумуляторов. Например, когда дело доходит до кобальта, важного металла, используемого для изготовления аккумуляторов, Китай имеет преимущество в каждом звене цепочки производства аккумуляторов для электромобилей - от добычи до плавки и производства деталей. Вице-президент Tesla Global Тао Линь однажды сказала, что производственные преимущества Tesla неотделимы от сильной и комплексной системы цепочки поставок Китая.
Кроме того, правительство Китая решительно поддерживает индустрию транспортных средств на новых источниках энергии во всех аспектах производства, потребления и использования. По статистическим данным, в период с 2009 по 2022 годы более 28 млрд долларов было потрачено на субсидии и налоговые льготы для компаний, производящих автомобили на новых источниках энергии, с целью снижения производственных затрат. Если взять в качестве примера Чэнду, правительство предоставляет льготы в размере до 7 млн долларов за одну новую модель электрокара компаниям, которые успешно выводят их продукцию на рынок.
Стоит отметить, что китайские компании уже давно придерживаются технологических инноваций. Среди 10 крупнейших компаний по продажам транспортных средств на новых источниках энергии в Китае, количество их действующих патентов во всем мире превысило 100 тысяч. Активно внедряются и новые технологические решения, такие как электронные зеркала заднего вида с широким полем зрения, функции автоматического вождения, быстрая высоковольтная зарядка, помощники с искусственным интеллектом, подобные Siri, вращение на 360 градусов на месте.
Сегодня развитие транспортных средств на новой энергии не может обойти Китай. Более 100 лет назад, когда Генри Форд произвел революцию в современном автомобильном производстве, в Соединенные Штаты съехались инженеры со всего мира. Сегодня немецкий Volkswagen отправил около 300 сотрудников в Китай для обучения производству аккумуляторов, а китайская компания CATL помогает компании Ford построить завод по производству аккумуляторов. Около 40 процентов поставщиков материалов, используемых в аккумуляторах электромобилей Tesla - из Китая.
Газета The New York Times сообщила, что из-за возросших возможностей КНР в производстве аккумуляторов "без Китая Соединенные Штаты даже не смогут достичь цели по зеленой экономике". Выбросы углекислого газа у электромобиля на 40 процентов меньше, чем у автомобиля, работающего на топливе. Другими словами, на каждый миллион дополнительных транспортных средств на новой энергии прямые выбросы углекислого газа сократятся на 12,8 млн тонн. Интенсивность выбросов углекислого газа в Китае продолжает снижаться. Страна обязалась в течение 30 лет достичь углеродной нейтральности, что можно понимать как нулевые выбросы.
В странах Европы или США на достижение этой цели уйдет от 40 до 60 лет. Это не только отражает ответственность Китая как крупной страны, но и вносит позитивный вклад в глобальную зеленую и низкоуглеродную трансформацию.