И действительно, писатель, очевидно, восхищался талантом юного Пастернака. Ведь он стал вхож в дом классика и, помимо иллюстраций к книгам, смог запечатлеть Толстого за работой и в обычной жизни, оставив потомкам возможность увидеть портрет знаменитого автора, занятого ежедневными делами.
Правнуки Леонида Пастернака вместе с сотрудниками Толстовского центра соединили свои коллекции эскизов, личных вещей, картин и архивных фото, чтобы рассказать историю многолетней работы и доброго приятельства двух необыкновенных творческих людей.
"Хочу выразить огромную благодарность всем участвовавшим в создании этой выставки, - приветствовал зал правнук художника Петр Пастернак. - Здесь собрана потрясающая коллекция работ настоящего творца, который незаслуженно мало представлен в российских музеях".
Лев Николаевич следил за развитием творчества Пастернака задолго до их встречи. Поэтому как только их представили друг другу в 1893 году, писатель сразу попросил взглянуть на его работы. Увидев эскизы к давно опубликованному роману "Война и мир", Толстой воскликнул: "Где же вы были, когда я писал его? Это просто бриллианты!" Следующий роман, "Воскресение" будет уже иллюстрирован рукой Пастернака, чем останется необыкновенно доволен сам Толстой и литературная среда того времени. Благодаря экспонатам из коллекции семьи художника посетители смогут проследить развитие образов героев с помощью эскизов и набросков. Например, главной героини романа - многострадальной Катюши Масловой.
Особенно интересно рассматривать кадры фоторепортажа, который Леонид Пастернак сделал в 1909 году во время поездки в Ясную Поляну. Ему удалось запечатлеть классика в кругу семьи. Прошло время, и Толстой уже сам предложил Пастернаку написать его полноценный портрет. Одна из подобных работ стала жемчужиной выставки.
Леонид Пастернак, отец писателя Бориса Пастернака, умер в 1945 году в Оксфорде, пережив Толстого на 35 лет. Все эти годы он с теплотой вспоминал о времени, проведенном с писателем, и принял огромное участие в сохранении памяти о великом русском классике.