Предыдущие попытки изменить ситуацию с общественным транспортом в городе вызывали как минимум скепсис, а порой и раздражение, например, запутавшее всех введение сквозной нумерации маршрутов трамваев, троллейбусов и автобусов, которое объяснили уходом от дублирующих номеров. Несколько лет назад в городе уже меняли транспортную схему, но, судя по давке в салонах, это не помогло.
И вот в 2023 году городские власти впервые обратились к самим перевозчикам: а что, собственно, мешает работать? Те сформулировали: низкая плата за километр пробега, дорогой лизинг, острая нехватка кадров… И в качестве необходимых мер назвали новые условия контрактов с городом, в том числе оплату проделанной работы, а не количества перевезенных пассажиров.
Нынешняя реформа включает именно это условие: переход на брутто-контракты планируется в августе 2024 года. Деньги перевозчикам теперь будут платить за пройденные километры при соблюдении графика движения. Считается, что это позволит предприятиям на 30 процентов увеличить зарплату сотрудников. Выручка от продажи билетов пойдет в бюджет города. Транспортников обяжут заменить автобусы со среднего на большой класс.
Сейчас пассажирскими перевозками в Екатеринбурге занимаются муниципальный "Гортранс" и 7 частных предприятий. Выполнение ими транспортной работы составляет 70 процентов. Особенно страдают малорентабельные маршруты, где небольшой пассажиропоток: их частники зачастую просто игнорируют.
Помочь ритмичному движению должно увеличение числа обособленных полос: сейчас таких участков в городе 17 общей протяженностью 23 километра, в 2025-м должно добавиться еще 42 (20 километров). Парк тоже постепенно обновляется: в прошлом году прибыли 50 новых троллейбусов, 161 автобус, в начале 2024-го оформили покупку еще 30 автобусов. Для решения главной проблемы, кадровой, запущена программа предоставления жилья нуждающимся сотрудникам "Гортранса".
Кроме городского и областного бюджетов за транспортные улучшения должны заплатить… нарушители: во-первых, зайцы, штраф которым мэр Екатеринбурга Алексей Орлов пообещал увеличить в 25 раз - до 2500 рублей, во-вторых, любители объехать пробку по рельсам и выделенке - с ними мэрия готова судиться. По словам Галямова, только за прошлый год автомобилисты задержали трамваи и троллейбусы на 2000 часов, причинив городу огромные убытки.
А вот стоимость проезда повышать пока не будут, она останется 33 рубля при себестоимости около 40. Напомним: тариф на проезд в столице Урала регулируемый и единый для всех видов общественного транспорта.
Приведет ли новая реформа к успеху, узнаем уже скоро. А как справляются с похожими проблемами другие областные центры?
В Челябинске транспортная реформа стартовала еще в начале 2022 года и направлена на обновление подвижного состава, развитие маршрутной сети и модернизацию транспортной инфраструктуры. За последние годы в регионе закупили без малого тысячу новых автобусов, трамваев и троллейбусов, у пассажиров появилась возможность пользоваться более гибкой системой оплаты проезда. Но интервалы в движении на многих маршрутах по-прежнему не радуют пассажиров. Особенно ситуация обострилась этой зимой, когда людям приходилось буквально штурмовать перегруженный транспорт или по часу мерзнуть на остановках.
Оказалось, потраченные на новые машины десятки миллиардов рублей всех проблем не решили: власти впервые заговорили о дефиците водителей. Пришлось даже отзывать людей из плановых отпусков. В итоге с 1 февраля установили для "новобранцев" стимулирующую выплату в полмиллиона рублей. А с 1 апреля пообещали поднять зарплату водителям автобусов до 100 тысяч рублей, вагоновожатым - до 70.
Работа водителя не сахар. В автобусном МУПе корреспонденту "РГ" рассказали, что график у них "два через два", рабочий день начинается в шесть часов утра и заканчивается в 11-12 ночи. Но, как только штат укомплектуют, водительская смена не будет превышать 12 часов.
- Еще одно из важных решений - постепенный перевод частных перевозчиков на регулируемый тариф, - отметил директор ОГКУ "Организатор перевозок Челябинской области" Никита Тюрин. - Сейчас по нему работают 59 процентов городских маршрутов. Процесс должен завершиться к 2026 году.
На частников, работающих по нерегулируемому тарифу, не распространяются санкции за сбои в работе транспорта. Считается, что они сами себя наказывают рублем. С одной стороны, "регулируемые", как и "нерегулируемые", получают оплату по факту. Но первым платит казна - по числу совершенных поездок, которые подсчитываются автоматически. И в случае недостатка машин на линии перевозчики ощутимо теряют в деньгах. К примеру, маршрутки № 158К Микрорайон "Белый хутор" - Чичерина, выполнившие в январе только половину рейсов, недополучили по итогам месяца 1,9 миллиона рублей и оплатили штрафы еще на 60 тысяч. А на маршруте №128 Копейск - Петра Столыпина перевозчик потерял 1,2 миллиона и уплатил 260 тысяч рублей штрафов за игнорирование остановок и отсутствие терминалов оплаты.
По данным регионального минтранса, "нерегулируемые" маршрутки остаются на 31 городском маршруте, 36 работают по регулируемому, среди них есть и частные, и муниципальные.
- Перевод на регулируемый тариф усиливает контроль и мотивирует перевозчиков повышать качество обслуживания, - считают в министерстве. - А пассажиры получают возможность отслеживать движение автобусов на онлайн-картах, пользоваться безналичным расчетом и пересадочными билетами.
При цене автобусного билета 35 рублей оплата банковской картой снижает ее до 29, а транспортной - до 28 рублей. Себестоимость перевозок рассчитывается исходя из стоимости километра пробега, в среднем 47 рублей, включая расходы на топливо, обслуживание автобуса, зарплату водителя и амортизацию.
Работе общественного транспорта в Тюмени можно поставить твердую четверку. На "отлично" не хватает автобусов в строящихся микрорайонах. В городе 1342 единицы общественного транспорта, средний возраст - 6,5 года, почти 68 процентов приспособлены для маломобильных пассажиров. Следить за движением автобусов можно в мобильном приложении "Тюменьгортранс".
Право перевозить тюменцев с 1 января 2024 года получили восемь компаний, две из них принадлежат городу, остальные частные. На ближайшие три сезона заключено 20 контрактов на общую сумму свыше 4 миллиардов рублей, из них 3,3 миллиарда - у муниципалов.
В октябре прошлого года опубликовано постановление горадминистрации о долгосрочных тарифах на перевозку по муниципальным маршрутам. Оно предполагает увеличение стоимости проезда на рубль ежегодно. С января в областном центре впервые запустили пересадочный тариф: горожанин может разово оплатить электронной транспортной картой две поездки, если интервал между ними меньше часа. Сейчас билет по городу за наличные деньги для взрослых стоит 31 рубль, по безналичному расчету - на рубль меньше.
По данным мэрии, сейчас протяженность транспортной сети составляет 634,3 километра - на 14,7 больше, чем годом ранее. Для стабильной работы автобусов и маршруток действует 22,5 километра выделенных полос.
В Зауралье реформу общественного транспорта запустили в январе 2023-го. За это время в два раза сократилось количество перевозчиков, изменилась маршрутная сеть и графики движения автобусов. Но главное - введение регулируемого тарифа. В Кургане нет муниципального общественного транспорта, и предприниматели раньше сами устанавливали цену билета. При этом так часто поднимали ее, прикрываясь удорожанием топлива и запчастей, что приходилось вмешиваться антимонопольному ведомству. Сейчас цена билета на муниципальных маршрутах единая - 32 рубля. Однако на регулируемый тариф перешли не все: 8 из 12 оставшихся перевозчиков продолжают устанавливать цены сами.
С начала реформы заметно обновился парк: в 2023-м на линию вышло 68 новых комфортабельных автобусов, в нынешнем - 37. Вскоре планируется приобрести еще 27. Городу помогает областной бюджет: перевозчики, перешедшие на регулируемый тариф, получили на обновление техники почти 400 миллионов рублей субсидий.
Правда, жалобы пассажиров не иссякли. В последнее время на многих заводах существенно прибавилось работников, а вот машин на маршрутах больше не стало - люди не могут в часы пик втиснуться в автобусы. К тому же развитие транспортной сети не поспевает за ростом новых микрорайонов.
К чести городских властей, они стараются реагировать на замечания. Как объясняют в администрации, прежде чем откорректировать расписание, изучают пассажиропоток, чтобы понять, насколько действительно будут востребованы изменения.