Несмотря на обилие представленных предметов (более 600!), она получилась на редкость уютной, по-домашнему теплой и необычайно милой.
Способствует тому и само устройство экспозиции, разделенной на несколько "комнат": "Мужской кабинет", "Дамский уголок", "Детский мир", "Повседневная жизнь", "Мир животных".
Пожалуй, ни в каком ином виде искусства не требуется столько изощренного мастерства, как в художественной миниатюре. Вот лаковые шкатулочки из Палеха, Холуя, Федоскино… Понятно, что художники по росписи в этом промысле работают тончайшими мазками. Но, если вся шкатулочка не больше дамского ноготка, представляете, какими должны быть штрихи! А ведь шкатулочки эти (для любимого колечка, для тонких игл и т.д.) живописуют вполне себе развернутые сцены - "Жатву", "Пляску", "Поединок". Чтобы рассмотреть подробности этого письма, зрителям здесь даже предлагают специальные лупы.
В литературе позапрошлого века нередко можно встретить упоминание того, как нежная жена одарила супруга "бисерным кошельком на день ангела". Вот они, эти презенты, в витрине. И впрямь стоит подивиться, как из крохотных бисеринок (ни одна игла в такую не войдет, лишь тончайшая нитка) мастерицы собирали целые картины на вполне утилитарных предметах. А вот и предметы дамского быта - пудреницы, туалетные принадлежности, расписные флакончики духов. Такими, совсем маленькими, дамы на балах украшали свои декольте - надо ведь было освежиться парфюмом между танцами!
Впрочем, мужской мир тоже не чурался симпатичных мелочей. Чернильницы, печатки для писем, крохотные шахматы, медальоны с портретами любимых. Кстати, живописные и акварельные портреты, заменяющие современникам XVIII-XIX веков фотокарточки, часто тоже исполняли в миниатюрном размере - примерно с почтовую открытку, чтобы их удобно было взять с собой в поездку или долгое путешествие. И сколь выразительны эти детские и женские головки, с каким тщанием и сходством с оригиналом выполнены! Художники Соколов, Гау, Кюнель, Тропинин были настоящими асами этого жанра.
Николай Врангель, признанный исследователь миниатюры, когда-то с ностальгией писал: "Вот искусство, которое все в прошлом. Нежное и уютное, оно как благоухание прошлой эпохи, умерло и поблекло, как старые жемчуга…". Но историк ошибся. Мода на миниатюру в декоративно-прикладном искусстве уходила и возникала, точнее, возникает вновь, как морские отливы и приливы. И на выставке можно увидеть чудесные работы мастеров XX века, наших современников, которым не дает покоя слава лесковского Левши.
К примеру, вот эти серебряные и золотые шахматы мастера Метлина из Костромской области, вместе со своим изящным столиком вполне могут поместиться на детскую ладошку. Играть в них, наверное, невозможно, но рассматривать можно часами.
А игрушечные сервизы, наборы "кукольной" мебели из серебряной скани! Разве не они вдохновляют современных дизайнеров на разного рода "городки в табакерках" для крошечных персонажей современных детских игр? Примечательно, что на выставке представлен даже первый в мире "киндер-сюрприз" - малюсенькая чашечка с блюдцем кузнецовского фарфора: такие в XIX веке прилагались к коробкам шоколадного лакомства.
Отдельного внимания заслуживают книжки-малышки. В середине прошлого века в нашей стране возникло целое направление такой книгоиздательской сувенирки. Но начало идеи - вот здесь, в миниатюрном кожаном фотоальбоме с фотографиями западно-европейских деятелей культуры.