Центральным экспонатом выставки станет сборник Джона Дона, принадлежавший Бродскому.
Еще одна важная метафора и стихотворения "Пенье без музыки", и калининградской выставки - теорема о треугольниках.
"Замысел этой выставки родился из замысла когда-то давно написанной под моим руководством дипломной работы. Из предложения "почему бы не попробовать последовать за текстом и начертить то, что автор пишет". Это же предложение, на этот раз сделанное самому себе, легло в основу выставки, - рассказывает куратор Александр Бондарев. - Чтобы обнажить художественный прием, мы "усугубляем" этот прием, гиперторфируем, доводим до абсурда, записывая стихотворение в стилистике решения школьной теоремы по геометрии".
Учитывая, что Александр Бондарев работает по Владивостоке, в Музее истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева, то выставку под его кураторством в Калининграде стоит воспринимать как метафору встречи двух противоположных концов страны, которым, как и героям стихотворения, не дано сойтись в одной точке.
Но что-то все-таки соединяет людей, пространства и музеи? И этого "что-то" сегодня не хватает многим.
"Да, я работаю во Владивостоке, живу в Иркутске, дружу с Александром и Натальей Быченко в Калининграде, делал выставку в Петербурге в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, где есть постоянная экспозиция о Бродском, - продолжает свой рассказ Александр Бондарев. - Я к тому, что концы страны связывает не Бродский, а дружба, личная и профессиональная. В данном случае Бродский, как и Калининград оказались бенефициарами дружбы музеев и их сотрудников".
Как визуально будет выглядеть выставка, зрители смогут узнать уже 1 апреля, пока лишь сообщатся, что в экспозиции, помимо сборника Джона Дона, представлены и другие оригинальные предметы, принадлежавшие Иосифу Бродскому: перья, бумаги, непрожитый календарь. Их как раз привезут из Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.
Выставка "Бродский. Пенье без музыки" в калининградском "Доме китобоя" будет работать до 30 июня.
Александр Бондарев: Стихотворение "Пенье без музыки" Бродского, как и практически все творчество Бродского, - это урок стоицизма в повседневности. Бродский считал, что любая проповедь рая на земле оскорбительна. Мы живем не в сказке, а сказку нам могут обещать лишь заведомые обманщики. "Условия жизни на земле чрезвычайно быстро усложнились, и человек, не будучи, видимо, к столь стремительной перемене достаточно - даже биологически - подготовлен, сейчас расположен более к истерике, чем к нормальному мужеству. Но если уж не к вере, то именно к этому и следует его призывать - к личному мужеству" - так писал Бродский после эмиграции. В той же статье он сказал, что независимо от того, как ты покидаешь дом, он не перестает быть родным, и поэт не понимает, почему его призывают мазать родные ворота дегтем. Там же он сказал, что обязан всем, что имеет за душой, России, ее народу, ее языку.