В этом году у преступления в Хатыни 81-я годовщина. И мы всегда помним, что это лишь одна из более пяти тысяч сожженных белорусских деревень.
149 мирных жителей погибли в Хатыни - даже страшные цифры потерь рифмуются. И мы в такой день не могли не думать о том, что корни нацизма не истреблены. Может, в напоминание об этом теракт в Москве так зарифмовался с трагедией в Хатыни. Это точно не случайно, вне зависимости от того, хотели ли заказчики теракта приурочить свое преступление к этой трагической дате или это вышло случайно. Думаю вряд ли хотели, но это точно не случай, а историческая рифма, показывающая, что мы не выучили какие-то очень важные уроки.
Но с другой стороны, мы все увидели, как все-таки выросло российское общество. Выросла журналистика. Мы видели зрелый, взвешенный подход журналистов, их способность освещать события, не биясь в истериках и не эксплуатируя трагические чувства. Вместо этого трезвая, и если хотите даже холодная реакция на трагедию большинства журналистов, спикеров и экспертов. Это не может не радовать: мы, похоже, освобождаемся от навязанного нам стиля истеричной журналистики, характерной для "желтой" прессы. И журналистика в российском обществе явно подросла. Мы увидели и зрелую реакцию правительства, понимающего чаяния народа, и удивительно профессиональную работу всех служб - от медиков (буквально через 4 минуты оказавшихся на месте преступления) до силовиков.
Но больше всего меня, конечно, восхитила реакция простых людей, тут же бросившихся сдавать кровь и помогать друг другу. Мы каждый день слышим все новые и новые истории о том, как вели себя во время теракта молодые ребята, сотрудники "Крокус Сити", и сами зрители. Всплывают примеры удивительного мужества, самоотверженности, любви. В тяжелые минуты вроде бы не принято чем-то или кем-то восхищаться, но надо и отдать должное мужеству и сплоченности людей.
У меня в памяти даже всплыли знаменитые строки из 119 сонета Шекспира: "О, благодетельная сила зла! Все лучшее от горя хорошеет. И та любовь, что сожжена дотла, Еще пышней цветет и зеленеет".
Простите, если кому-то они покажутся неуместными, но мне именно они сейчас припомнились.
Многим становится ясно, что Россия проходит через какой-то круг испытаний и страданий, из которых рождается самоочищение.
Сейчас, наверное, рано говорить о том, какой смысл в этом и других наших испытаниях и какими мы выйдем из них. Но совершенно очевидно, что за последние несколько лет российское общество и российское государство очень выросли. Мы видим перед собой образцы сплоченности, единения, солидарности. Это то, чего так не хватало в последние 30 лет нашему обществу, атомизировавшемуся и на глазах превращавшемуся в собрание индивидов, живущих каждый сам по себе.
Но перед лицом горя и страдания опять выковывается один народ. Многонациональный, многоконфессиональный, но один. Как в годы Великой Отечественной войны после чудовищных испытаний, через которые провел нас Господь, мы стали единым народом, так, возможно, будет и сейчас. И мы окажемся после всего этого более зрелым, единым и цельным народом.
И долг перед погибшими обязывает нас к этому. Перед погибшими не только в "Крокус Сити", но и в других местах. В Белгороде в тот же день гибли люди. На Донбассе продолжают гибнуть. И это рождает запрос народа на более решительные шаги власти. И по-настоящему объединяет людей.