Современная система фонового мониторинга начала формироваться здесь в 2018 году на базе Научного центра изучения Арктики. Сегодня о глубине сезонного оттаивания грунтов ученые узнают благодаря датчикам, установленным в 80 термометрических скважинах и на 10 площадках. Также им предоставляют информацию компании ТЭК.
Отдельное внимание уделяется состоянию почв под капитальными сооружениями. Так, в Салехарде "под надзором" находится 38 зданий. Делегация побывала на одном из объектов по улице Свердлова, 49, где оборудовано пять термометрических скважин. Информация от них аккумулируется в ГИС "Ямал-Арктика".
В мае 2023 года в Салехарде открыли первый в стране пункт государственной системы фонового мониторинга состояния вечной мерзлоты. Внутри 25-метровой скважины установлено 32 датчика, информация с них поступает специалистам Росгидромета. К сегодняшнему дню число таких пунктов на Ямале увеличилось до 10. Они нужны для оценки выброса парниковых газов и прогнозирования последствий для социальной инфраструктуры, в том числе для изменения строительных технологий на Крайнем Севере.
Среди награжденных - Екатерина Королева, старший научный сотрудник сектора криосферы Научного центра изучения Арктики. Она отмечена за исследование, которое поможет при проектировании и возведении линейных сооружений на льдистых торфах. Екатерина определила критерии переходного и промежуточного слоев в полигональных торфяниках, что важно для прогнозирования состояния торфяных массивов.
"Ямал в числе первых принял базовый закон о вечной мерзлоте. Для нас это жизненно необходимо: на мерзлых грунтах построена практически вся инфраструктура. Речь идет о безопасности, поэтому сегодня крайне важно объединить усилия для изучения проблемы деградации вечной мерзлоты в Арктике, выработки превентивных мер и новых подходов к проектированию и строительству", - прокомментировал первый заместитель председателя Заксобрания Ямала Алексей Ситников.
В российской Арктике создана крупнейшая в мире свободная экономическая зона общей площадью пять миллионов квадратных метров. Ее резидентами стали почти 800 компаний. По Севморпути в 2023 году переправили 36,2 миллиона тонн грузов. До 2035 года в развитие этого международного транспортного коридора инвестируют 1,8 триллиона рублей, уже через 10 лет объем перевозок по нему вырастет до 220 миллионов тонн, что обеспечит экспортную выручку и около 20 триллионов рублей дополнительных налоговых поступлений в бюджет страны.
По мнению первого заместителя председателя комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики Госдумы Вячеслава Логинова, ямальскую модель правового регулирования вопросов социально-экономического развития необходимо учесть при разработке федерального законодательства. Несмотря на значительные меры господдержки, которыми уже пользуются северяне, остается ряд чувствительных вопросов, которые требуют дополнительного регулирования. Среди них - высокие тарифы ЖКХ, цены на продукты, транспортная доступность, доступность и качество медицины. Региональные и федеральный парламенты должны вместе найти решение, как обеспечить опережающее социально-экономическое развитие Арктики, устойчивую численность населения и повысить качество жизни здесь. В частности, Минвостокразвития планирует это сделать через обновление опорных городов по разрабатываемым сейчас мастер-планам.