При составлении рейтинга эксперты учли несколько основных показателей: частоту страховых случаев, среднюю выплату и скользящий коэффициент выплат (он рассчитывается как отношение страховых выплат к страховым премиям). Эти цифры свидетельствуют об аномально большом числе нечистых на руку игроков рынка ОСАГО в регионе.
Данные статистики выявляют мошенничество при урегулировании убытков и при продажах полисов ОСАГО, в том числе случаи, когда недобросовестные посредники присваивают часть страховой премии, искажая факты, влияющие на расчет стоимости полиса для пользователя.
В результате чем больше нарушений в сфере ОСАГО в регионе увидели исследователи Центробанка, тем больше "штрафных" баллов начислили. Таким образом, у Дагестана и Ингушетии по 5,5 балла, у Чечни - 5 баллов, а у КЧР - 4. Единственный регион в стране, находящийся в "красной зоне" кроме них, - Новосибирская область (4 балла). Для сравнения, Ставропольский край находится даже не в "желтой", а в "зеленой зоне" с 0,5 балла.
Самое примечательное, что страховые компании платят в "красных" кавказских республиках больше, чем зарабатывают.
- Суммарная доля сборов страховых премий в субъектах РФ, отнесенных к "красной зоне", составила всего 3,1 процента российского рынка ОСАГО, - говорится в материалах рейтинга. - Причем на страховые выплаты в указанных субъектах РФ пришлось 6,3 процента всех выплат по стране. Такой дисбаланс может свидетельствовать о наличии высоких рисков противоправной активности и недобросовестных действиях в этом сегменте страхового рынка на упомянутых территориях.
Хуже всего ситуация обстоит в Ингушетии, которая с прошлого года получила один дополнительный штрафной балл, ухудшив свои позиции. Значения скользящего коэффициента выплат и средней страховой выплаты являются в республике самыми высокими по России.
В Центробанке отмечают, что периодически проводят совещания по всей стране, на которых просят власти регионов внимательнее относиться к проблеме мошеннических действий с ОСАГО. По мнению экспертов, надо обращать внимание на аномальные обращения, на граждан, которые слишком часто попадают в аварии и получают за это деньги. В конце концов от этого зависит цена обязательной "гражданки" для всех, в том числе и добросовестных водителей.