Комплексное развитие бывшей промзоны ЗИЛа возвращает территорию к жизни

У московского ЗИЛа история давняя. В XVII-XVIII веках здесь была елово-сосновая Тюфелева роща - часть дворцовых владений, царские охотничьи угодья и соколиный двор, а неподалеку - монастырь и пруд, в котором якобы утопилась от несчастной любви "бедная Лиза" из повести Николая Карамзина. Со временем рощу застроили летними дачами.
Департамент строительства города Москвы

Но в 1916 году в Тюфелевой роще началось строительство одного из первых в России автомобильных заводов "Товарищества на паях автомобильного Московского общества" (в сокращении АМО), впоследствии переименованного в "ЗИЛ" - Завод имени Ивана Лихачева, одного из организаторов советского автопрома. А еще через сто лет промышленная зона бывшего автозавода стала новым городским районом с жилыми кварталами, социальными и общественными объектами и спортивно-развлекательным кластером.

Всего на этой территории будут проживать около 80 тысяч человек. Для них построено и строится 6,5 миллиона квадратных метров недвижимости - а это рабочие места, технопарки, жилье, набережные, парки, скверы, культурные и спортивные объекты.

"Все основные строительные работы должны завершиться до конца текущего года", - отметил мэр Москвы Сергей Собянин.

Объем работ запланирован грандиозный, ибо еще десять лет назад территория бывшего автозавода представляла собой почти 630 гектаров заброшенных производственных корпусов, сданных в аренду складов, разбитых дорог.

"Однако уже сегодня мы видим, как здесь формируются комфортные, современные кварталы со всей необходимой социальной и деловой инфраструктурой", - говорит заммэра по вопросам строительства Андрей Бочкарёв. Такие проекты имеет и колоссальное экономическое значение для города - на месте заброшенного участка, полностью выключенного из жизни, появляются офисы, магазины, кафе, музеи и другие точки занятости. Помимо этого, в проект заложено необходимое количество детских садов, школ, поликлиник, отделов полиции и пожарных депо. Еще одним обязательным элементом застройки является насыщение территории точками деловой активности, то есть новыми предприятиями, которые дают налоги, а значит, работают на благосостояние всей столицы.

"Проект реорганизации промзоны ЗИЛ может служить модельным проектом для развития других бывших производственных площадок столицы", - подчеркнул заммэра.

Проект реорганизации ЗИЛа может служить модельным проектом для других бывших производственных площадок столицы

Конечно, для него жизненно необходима и хорошая транспортная система. В последние годы здесь уже запустили две станции МЦК, одну станцию метро - "Технопарк", а сейчас идет строительство станции "ЗИЛ".

Фото: Департамент строительства города Москвы

"Сегодня ЗИЛ - это одна из крупнейших площадок комплексного развития неэффективно используемых территорий столицы, - отметил руководитель департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов. - Для наилучшей транспортной и пешеходной доступности строящихся жилых и общественных комплексов здесь формируется новый дорожный каркас общей протяженностью свыше 40 километров, построены три искусственных сооружения, 8 подземных и 3 надземных пешеходных перехода. Это позволит организовать еще одну транспортную связь между Третьим транспортным кольцом, Нагатинской набережной и проспектом Андропова, тем самым обеспечив транспортную и пешеходную доступность граждан к ТПУ "ЗИЛ", станции метрополитена "Технопарк", парку развлечений "Остров Мечты" на территории Нагатинской поймы".

Всего на этой территории построено и строится 6,5 миллиона квадратных метров недвижимости для 80 тысяч человек

То есть здесь строится не просто спальный район - создается одна из крупнейших в столице территорий комплексного развития. Она позволит создать новую точку притяжения для жителей и гостей столицы за счет ее масштабной и комплексной реконструкции, в результате которой в столице появится современная и комфортная зона для работы и отдыха, а также 66 тысяч новых рабочих мест. На уже обновленной территории будет выполнено масштабное благоустройство и озеленение территории.

Бывшая промзона превращается в современный жилой комплекс с прекрасными дорогами и уютными скверами. Фото: Департамент строительства города Москвы

А по левому берегу Москвы-реки вдоль территории "ЗИЛ" завершится формирование набережных от Таганского района до района Печатники, что позволит значительно снизить транспортную нагрузку на ТТК, Варшавское шоссе и проспект Андропова и создать комфортную прогулочную зону для жителей и гостей столицы.

В старых границах Москвы 208 промзон занимают почти 19 тысяч гектаров - это 17 процентов от площади мегаполиса. Чтобы избавиться от "ржавого пояса" и использовать промышленные площадки для градостроительного развития, за восемь лет власти столицы утвердили 84 проекта реорганизации этих территорий. Треть от всего объема строительства в пределах МКАД ведется на месте бывших заводов и заброшенных складов.

Сейчас в стадии активной реализации находятся 63 проекта, где комплексно возводят новое современное жилье, детсады и школы, спортивные объекты и культурные центры, парки и зоны отдыха. А обновление территории бывшего автозавода ЗИЛ уже называют олицетворением Москвы XXI века.