03.04.2024 03:00
    Поделиться

    Деловое образование становится конкретнее и быстрее

    Новое время ставит новые задачи не только перед экономикой в целом, но и перед каждым человеком в частности. Основной запрос к нему сегодня - способность действовать эффективно и находить креативные решения в разных сферах жизни. Это глобальный тренд, который относится и к предпринимательскому образованию.
    Компании чаще проводят программы повышения квалификации на несколько часов в виде тренинга, чем курсы на три-пять дней с погружением в теорию.
    Компании чаще проводят программы повышения квалификации на несколько часов в виде тренинга, чем курсы на три-пять дней с погружением в теорию. / РИА Новости

    Такой вывод содержится в исследовании лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ, где обобщены мнения экспертов, инноваторов, студентов онлайн-школ. Сегодня работодатели ждут и от будущих бизнесменов, и от наемных сотрудников предпринимательского мышления, лидерства и инициативности, а не простой исполнительности. Это отражается и в программах, и формах бизнес-образования.

    В России сегодня действуют около 100 бизнес-школ. Ключевыми трендами в них стали расширение коллабораций с реальным бизнесом, гибридные форматы обучения, укороченные и конкретизированные программы с более широким использованием тренингов, мастер-классов, бизнес-игр, решением конкретных кейсов и т.д. Расширяется и тренд на междисциплинарное образование, так как в условиях кадрового дефицита от сотрудников требуются универсальность, освоение новых компетенций.

    - После начала СВО взгляд с придыханием на западный стиль менеджмента во многом ушел, - заявил "РГ" тренер бизнес-школ РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина и Финансового университета при правительстве РФ Артем Ступак. - Отечественные компании пользуются услугами российских консультантов, бизнес-тренеров и спикеров, которые способны выстроить систему менеджмента не хуже западных коллег. Раньше многие талантливые звезды российского консалтинга оставались в тени иностранных коллег. Благодаря новым геополитическим условиям рынок стал свободнее для проявления наших специалистов.

    - Основная задача остается неизменной - это экономическое развитие российского бизнеса, - отмечает ректор Moscow Business School Александра Самойловских. - В новых условиях бизнес-школы должны стать площадками для обмена опытом, налаживания контактов между компаниями разных стран, а также местом зарождения новых совместных проектов. Сейчас российские университеты активно сотрудничают с бизнес-школами Китая, Сингапура, Японии, Индии, Малайзии и др. При этом активное сотрудничество со странами СНГ (Узбекистан, Азербайджан, Казахстан) дает возможность быть в курсе новых западных практик и тенденций в области бизнес-образования.

    Если раньше основными партнерами бизнес-школ были США, Европа, Латинская Америка, то сейчас приоритеты сдвигаются в сторону Китая и Индии, подтверждает и доцент Финансового университета при правительстве РФ Петр Щербаченко.

    - Разрабатываются новые образовательные программы по взаимодействию со странами Востока, где разбираются реальные кейсы. Сейчас бизнесу особенно нужны экспертиза в кросс-культурных коммуникациях, новые логистические навыки и тактики ведения переговоров с восточными партнерами, - отметил он.

    - Для повышения профессиональных навыков открыты дружественные страны - ОАЭ, Турция, Китай, - отмечает и генеральный директор Школы медицинского бизнеса, МВА Анна Соломахина. - Новые форматы взаимодействия - видеоуроки, вебинары - способствуют обучению в международных учреждениях, не требуя личного присутствия. Дипломы MBA западного образца, конечно, и сегодня востребованы из-за высокого стандарта, основанного на многолетнем опыте. Однако и в нашей стране можно пройти курсы MBA, которые не уступают по научной базе.

    Дипломы западных бизнес-школ востребованы в компаниях с иностранным капиталом и западной корпоративной культурой, замечает Артем Ступак. А те, кто живет и работает в России, по его словам, повышают квалификацию в российских бизнес-школах, где учитывают наши экономические реалии.

    Отечественные компании пользуются услугами российских консультантов и бизнес-тренеров, способных выстроить эффективную систему менеджмента

    - Основное направление развития бизнес-образования в России - ориентация на уникальные и авторские программы, - считает Александра Самойловских. - Партнерства с зарубежными бизнес-школами и университетами не подразумевают полностью скопированные модули. Российскому бизнес-образованию нужны креативные решения и собственный практический контент.

    - За последние два года наиболее востребованы темы антикризисного управления, управления стрессом, командообразования, - перечисляет Артем Ступак. - При этом, компании чаще проводят повышение квалификации на четыре или восемь часов в тренинговом формате, чем программы на три - пять дней с большой теоретической частью. Акцент идет на практику, минимум теории и максимум индивидуальных и групповых заданий, моделирование реальных ситуаций.

    - Экономическая турбулентность в какой-то степени привела к отрезвлению нашего сообщества. Санкции показали, что назрела необходимость обеспечения суверенитета во всех отраслях, - подчеркнула Анна Соломахина. - Кадровые резервы играют главную роль в достижении этих целей. И российское общество оказалось способным мобилизовать ресурсы для обеспечения страны квалифицированными кадрами. Возможно, пришло время пересмотреть стереотипы о том, что все лучшее - на Западе, и познакомиться со своими потребителями, клиентами, коллегами.

    Поделиться