Координационный совет по логистике (КСЛ) провел опрос топ-менеджеров крупных и средних транспортных компаний, и 85 процентов из них заявили, что на горизонте от года до трех лет они ожидают сложности с операционным персоналом. Об этом рассказал исполнительный директор КСЛ Василий Демин на вебинаре "Пять ключевых трендов в логистике". Залить проблему деньгами - не выход, уверен эксперт. "Когда компании пробовали ликвидировать дефицит кадров увеличением зарплат на 15-20 процентов, это приводило лишь к росту себестоимости продукции или услуг. Нулевой дефицит персонала оказался только у одного процента компаний, где зарплаты составляют плюс 80-100 процентов к рынку. Но там себестоимость товара возросла более чем на 15 процентов, а сами компании утратили конкурентоспособность".
Какие шаги планируют транспортные компании для расшивки проблем, связанных с дефицитом персонала? По словам Василия Демина, 21 процент опрошенных компаний пойдут в направлении автоматизации и роботизации логистики, 44 процента займутся оптимизацией процессов. При этом 78 процентов все-таки готовы пойти на повышение зарплаты, 54 процента намерены снизить требования к соискателям, треть задумались о введении соцпакета и более частой оплате труда (раз в неделю или каждый день).
Здесь необходимо учесть, что в грузовых перевозках рынок труда трансформировался из рынка спроса в рынок предложения. Средний возраст водителей большегрузов колеблется в диапазоне 50-55 лет, и эти мужчины не клюнут только на высокую зарплату, поскольку знают и о подводных камнях профессии. То есть проблема дефицита водителей явно требует комплексного решения.
Так, гендиректор Delko Санджар Ашуралиев сообщил "РГ", что сегодня транспортные компании конкурируют по уровню заработных плат. Однако рано или поздно материальное предложение выровняется, тогда на первый план выйдут нематериальные ценности, такие как качество коммуникации работодателя и сотрудника, социальные гарантии и т.д.
"Для решения этой проблемы требуется больше колледжей, которые будут включать в программу обучения часы по складской и транспортной логистике. Тогда логистические компании смогут напрямую работать с профильными образовательными учреждениями и участвовать в популяризации транспортных и складских профессий, - уверен замгендиректора по логистике и информационным технологиям 3PL-оператора NC Logistic Артем Васканян. - Грамотное обучение по специальности "профессиональный водитель" поможет заинтересовать молодое поколение. Ребята узнают о возможностях, которые сегодня бизнес предлагает водителям, и избавятся от стереотипного представления о дальнобойщиках".
Руководитель направления по работе со средним корпоративным бизнесом ГК Альфа-Лизинг Анна Грахова считает, что помимо прочего логистическим компаниям стоит отказаться от оформления работников посредством ИП и самозанятости, чтобы люди смогли получить больничный или иные социальные гарантии. Также водителям обязательно нужно предоставлять ДМС, так как постоянная сидячая работа очень вредна, а водители должны быть уверены, что смогут бесплатно получить поддерживающие здоровье услуги.
Андрей Наташкин, основатель и СЕО Mirey Robotics:
- Вопрос дефицита кадров в грузоперевозках должен решаться за счет роботизированных технологий и решений на основе искусственного интеллекта. Таких кейсов в России уже достаточно. В частности, о внедрении такой технологии заявляет ретейлер X5. Также в июне 2023 года в беспилотном режиме проехал 684 километра по трассе М-11 Санкт-Петербург - Москва автомобиль "КамАЗ". Беспилотный самосвал "Атлант 49" будет эксплуатироваться в угольных карьерах. Пока это только эксперименты, однако перспективы внедрения этой технологии очень хорошие, и именно беспилотные грузовики должны решить проблему дефицита водителей.