В Москве прошла конференция "Союзное государство в условиях многополярного мира"
Работа конференции была поделена на три секции: "Союзное государство в международной архитектуре безопасности", "Содружество женских общественных организаций через общность духовных ценностей Беларуси и России" и "Развитие экономики Союзного государства в условиях санкций".
Россия и Беларусь сегодня "как никогда близко взаимодействуют в промышленной сфере. Как никогда плотно межрегиональное сотрудничество", отметил в ходе пленарного заседания заместитель Государственного секретаря Союзного государства Алексей Кубрин. И тем самым положил начало обсуждению, которое продолжилось на секции, посвященной экономическим вопросам.
Эта часть конференции была одной из самых насыщенных по количеству поднятых вопросов - выступить и донести до аудитории свой взгляд на актуальные проблемы экономического взаимодействия пожелали более 20 человек. Именно поэтому модератору, зампреду комиссии Парламентского Собрания по экономической политике Денису Кравченко пришлось быть достаточно жестким и ограничить каждого спикера десятью минутами.
Стоит сразу отметить, что это не совсем удалось - поэтому два часа работы были очень насыщенными. Тем более что, по мнению Дениса Кравченко, именно экономика играет особую роль в достижении технологического суверенитета. "У нас есть все необходимые ресурсы и потенциал для преодоления трудностей и достижения успеха", - подчеркнул он.
Действительно, сегодня, например в Беларуси, работает более 2000 предприятий с участием российского капитала, действует около 400 договоров и примерно 650 межрегиональных соглашений. Только к 2022 году было запущено более десяти проектов в сфере импортозамещения на 1,3 миллиарда долларов.
Тем не менее фронт работ велик. Так, директор Института экономики НАН Беларуси Денис Муха отметил, что сегодня в Союзном государстве не хватает крупных магистральных объединяющих проектов, "поэтому необходимы серьезные инфраструктурные инвестиции, нужно разработать инструментарии для поддержки бизнеса".
Проблемных вопросов в своем выступлении коснулся и Александр Шпаковский, советник-посланник Посольства Беларуси в России. "К ним относятся взаимное признание виз, единый рынок нефти и газа, цифровая подпись, роуминг. Все это решаемо, вопрос только в скорости интеграционного движения. И если мы сейчас потеряем темп, то можем безнадежно отстать", - предупредил он.
А Руслан Смашнёв, сенатор от Смоленской области, вспомнил о туризме. И напомнил собравшимся о Союзном доме - туристском информационном центре Союзного государства, который планируется открыть в регионе. По мнению спикера, туристический потенциал наших стран друг для друга раскрыт еще далеко не полностью. "Нам нужны единые турпродукты, объединенные туристские маршруты, нужна единая база мероприятий, более того - к нашим турпродуктам нужно привлекать и страны СНГ. Тем более что потенциал отрасли оценивается в миллиарды рублей", - констатировал он.
В ходе выступлений поднимались и достаточно неожиданные темы. Так, Сергей Рогинко, руководитель Центра экологии и развития Института Европы РАН, заявил, что в повестке Союзного государства должен стоять так называемый углеродный налог как вид санкций. Напомним, закон о налоге в ЕС окончательно утвердят в 2026 году, при этом в Минэкономразвития России еще в 2021 году подсчитали, что углеродный налог может затронуть российские поставки в объеме 7,6 миллиарда в год, что было эквивалентно 5,5 процента отечественного экспорта в Европу в 2020 году. И несмотря на то, что ситуация с поставками углеводородов в Старый Свет сегодня принципиально иная, оставлять без внимания этот вопрос тоже никак нельзя.
"Нужно выработать совместную стратегию противодействия этому виду санкций вместе с Китаем и странами глобального Юга", - уверен Сергей Рогинко.
Возможно, именно в силу большого количества поднятых вопросов список рекомендаций был также обширным. Среди них - формирование общей стратегии импортозамещения, более активное использование механизмов государственно-частного партнерства, ускорение темпов освоения инновационных технологий для формирования единого экономического пространства Союзного государства. А для этого в том числе увеличить инвестиции в наращивание научно-технологического потенциала России и Беларуси.