Каким будет новый единый полис ОСАГО в России и Беларуси

Единый страховой полис автогражданской ответственности России и Беларуси поможет более чем полумиллиону автопутешественников.
Единый страховой полис автогражданской ответственности России и Беларуси поможет более чем полумиллиону автопутешественников. / Александр Корольков
С 1 апреля доступны к продаже полисы автострахования "Синяя карта", которые российские автовладельцы могут оформить для поездок в Республику Беларусь. А окончательно единое ОСАГО России и Беларуси должно заработать с 1 октября 2024 года. "СОЮЗ" уточняет, каким будет новый единый полис страхования автогражданской ответственности в России и Беларуси.

Данные страховщиков говорят о том, что россияне стали чаще ездить на машине в Беларусь. По оценке директора бюро "Зеленая карта" РСА Сергея Разувана, "за весь 2023 год выдали более 500 тысяч карт с территорией действия на Беларусь (в том числе в этом продукте было расширение на Азербайджан и Молдову). Но 90 процентов поездок, как мы оцениваем, было совершено в Республику Беларусь". За тот же период из Беларуси в Россию с полисами международного ОСАГО въехали 140 тысяч водителей.

"Синяя карта", оформить которую в России можно уже с начала этой недели, заменяет ранее существовавшую "Зеленую", которой пользовались автолюбители для трансграничных поездок. Стоимость ее для поездки в Беларусь на 15 дней - не более одной тысячи рублей, на месяц - 1500 рублей. Для белорусских автолюбителей, соответственно, 10 и 19 евро. А главное отличие от "Зеленой" в том, что расчет в случае ДТП по "Синей карте" производится в национальной валюте страны, где была приобретена страховка.

По мнению участников рынка, в новую систему страхования в перспективе могут войти еще пять - десять стран. На данный момент возможность заключения двустороннего соглашения прорабатывается с Турцией и Азербайджаном. Заинтересован в едином полисе Иран, также ведутся активные переговоры с Казахстаном, есть надежды на то, что к системе присоединится Сербия.

Что касается полиса страхования автогражданской ответственности, единого для россиян и белорусов, то, по данным Российского союза страховщиков (РСА), он должен заработать с 1 октября 2024 года. Окончательно стоимость полиса пока не определена. Однако первое время в России она будет рассчитываться по тарифам и правилам, которые предусматриваются российским договором ОСАГО. А вот белорусские автовладельцы будут приобретать единый полис ОСАГО по своим республиканским тарифам.

Важно и то, что единая страховка на Россию и Беларусь будет добровольной. Действительно, чаще всего она будет востребована у жителей приграничных регионов и в целом - европейской части России. В то время как автомобилистам, допустим, из Хабаровского края она вряд ли понадобится. Но возможность ее получить у них, конечно же, будет. Вот и получается, что для разовых поездок водители, скорее всего, будут приобретать "Синюю карту", а тем, кто часто ездит в Россию или Беларусь по личным делам или по делам бизнеса, удобнее станет воспользоваться именно единым полисом.

То, что на первоначальном этапе единый полис будет оформляться на основе национального законодательства, - вполне очевидно, логично и объяснимо, считает автомобильный эксперт Сергей Бургазлиев. "В дальнейшем, если мы придем к более глубокой интеграции в сфере страхования автомототранспорта, эти перекосы, связанные с ценой полиса, с методикой расчетов ущерба, понесенного в ДТП, будут все же решены. Тем более что единый полис автострахования России и Беларуси будет популярным. Потому что это как минимум просто удобно", - считает он.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться