О наделении Кыргызстана таким статусом официально заявил генеральный секретарь организации Арсенио Домингес. Решения принято на заседании подкомитета по судовым системам и оборудованию. Секретариат IMO, по его словам, предоставит КР поддержку в работе с техническими органами и создании представительств. Это, как ожидается, укрепит позиции страны в мировом морском сообществе.
Кыргызстан, будучи расположенным буквально в центре Евразийского континента, географически не имеет выхода к морю. Весь его немногочисленный флот пока базируется на Иссык-Куле. Горное озеро некогда активно использовалась для транспортировки грузов в прилегающем к нему регионе, но в последние годы перевозки осуществляются в основном автомобильным транспортом. Однако участие в IMO видится официальному Бишкеку насущной необходимостью в связи с развитием транспортных коридоров.
В начале прошлого года правительство Кыргызстана приступило к работе над открытием такого коридора через Каспийское море, а непосредственно осенью 2023-го на форуме ШОС в Ташкенте был подписан международный меморандум. Его заверили представители профильных ведомств трех стран - России, Узбекистана и КР. Маршрут задуман как альтернатива транзитным магистралям через Казахстан, которые связывают горную республику с Россией.
Как сообщают в министерстве транспорта и коммуникаций КР, новый мультимодальный коридор совместит два участка. Сухопутный маршрут пройдет через Узбекистан и Туркменистан. Контейнеры из Кыргызстана, как предполагается, будут доставлять в морской порт Туркменбаши на автотрейлерах. Затем уже на паромах их будут переправлять в Астрахань, порты которой располагают десятками терминалов, способных принять самые разнообразные грузы. При этом в портовой особой экономической зоне Туркменистана создадут логистический центр, в котором товары из КР будут храниться до отправки в Россию, а стороны откроют для грузоперевозчиков регулярную судоходную линию.
Параллельно кыргызская сторона развивает еще несколько направлений, связанных с морскими перевозками. Ранее правительство КР подписало соглашения с ОАЭ, благодаря которым республике выделяется 300 тысяч квадратных метров в крупной свободной экономической зоне, действующей в этой ближневосточной стране. СЭЗ примечательна тем, что расположена в непосредственной близости к крупному и самому современному в регионе порту Халифа в Абу-Даби.
По данным минэкономики и коммерции КР, соглашения позволяют предпринимателям Кыргызстана использовать предоставленную территорию для развития и эксплуатации логистического центра и таможенной зоны. Глава кабинета министров Акылбек Жапаров назвал договоренности историческими. "Страна, удаленная от океана, получила доступ к морю", - пояснил он.
Незадолго до заключения соглашений с ОАЭ схожие договоренности были достигнуты с Ираном (ИРИ). Власти ИРИ выделили кыргызской стороне участок в порту Бендер-Аббас для транзита грузов КР. Последний, так же, как и Халифа, расположен на берегу Персидского залива. Кроме того, он является частью одного из транспортных коридоров, которые намерен развивать официальный Бишкек.
- Через порты ОАЭ и Ирана мы можем торговать со всем миром, - подчеркнул глава кабмина Акылбек Жапаров. - Они открывают нам выход к океанам и фактически на рынки стран с населением более двух миллиардов человек.
В минтранспорта и коммуникаций Кыргызстана утверждают, что в перспективе горная республика может воспользоваться, как минимум, еще пятью морскими портами для развития транспортных коридоров. Речь идет об иранском Чабохаре, пакистанских Карачи и Гвадаре, грузинском Батуми и российском Новороссийске. Китайская сторона, в свою очередь, также предлагала Кыргызстану участок в порту Ляньюньган - на берегу Желтого моря.
Справка "РГ"
Международная морская организация - специализированное учреждение ООН. Ее главная задача - обеспечение безопасности и надежности судоходства, а также предотвращение загрязнения морской среды судами. Головной офис IMO расположен в Лондоне. В организацию официально входят свыше 170 государств. В их числе - соседи Кыргызстана по Центральной Азии Казахстан и Туркменистан.