Укладывать асфальт и обустраивать участки дорог, которые должны были ввести в строй пять месяцев назад, начнут в регионе с наступлением благоприятной погоды. Приступить к работам планируют во втором квартале, завершить их - в 2024 году. Почему самый масштабный за последние несколько лет ремонт полотна в Смоленской области не удалось провести в срок, выясняла "РГ".
На реализацию нацпроекта "Безопасные качественные дороги" ("БКД") в прошлом году в регионе закладывали более 8,6 миллиарда рублей. Также на дорожный ремонт были выделены дополнительные средства и казначейские кредиты. Общее количество объектов превысило 50. Семь из них - сметной стоимостью около 1,8 миллиарда - по данным общественного мониторинга, вовремя не сданы. Ни к 31 октября, как того требовали госконтракты, ни к концу календарного года.
Публикация на эту тему готовилась не один месяц. В правительстве области изобретательно уклонялись от ответа на вопросы "РГ". В какой-то момент наше издание стали подозревать в предвзятости, неверном понимании государственных интересов...
Как и положено качественным СМИ, мы работаем в интересах общества. Поэтому посчитали нужным предать огласке проблемы (которые, к слову, и не являются секретом для жителей Смоленщины: люди видят их своими глазами). А главное - разобраться, почему процесс забуксовал.
Официальные итоги года впечатляют. "В рамках нацпроекта "БКД" и федерального проекта "Содействие развитию автодорог..." мы отремонтировали 349 километров дорог регионального и межмуниципального значения (беспрецедентная величина за последние пять лет) и 120 километров - местного значения (в два раза больше по сравнению с 2022 годом). Привели в нормативное состояние 30 мостов - в три раза больше, чем в предыдущем году", - отмечал губернатор Василий Анохин.
Но, судя по комментариям в соцсетях, смолян впечатляет и то, с какой скоростью на обновленных дорогах разрушается покрытие, и то, что некоторые участки ушли в зиму недоделанными. Ведь это создает риски для водителей и пассажиров.
Эксперты Народного фронта, которые провели в 2023-м более 200 выездов на места ремонта, назвали результаты нацпроекта "БКД" в регионе в прошлом году "наихудшими за все время его существования (как по срокам, так и по качеству)".
Документы, имеющиеся в распоряжении "РГ", говорят о том, что на конец декабря готовность ряда объектов не превышала 50 процентов. Там, где отставание было не столь велико, дело удалось довести до победного конца. К примеру, в конце февраля для автомобилистов открыли движение по мосту через Гжать на въезде в Гагарин. На его капремонт по нацпроекту было выделено почти 40 миллионов рублей. Работы должны были идти с апреля по ноябрь 2023 года (и чиновники обещали сократить этот срок), но к их качеству возникли претензии. Так что в пробках из-за перекрытого моста гагаринцы стояли и зимой. Теперь жители Смоленщины ожидают завершения работ на других важных участках.
В региональном отделении ОНФ рассказали, что самые "провальные" объекты распределились поровну между московским ООО "Дормострой" и СОГБУ "Смоленскавтодор".
Частная фирма подрядилась отремонтировать 36 километров полотна в трех районах за 900 с лишним миллионов. По данным наших источников, на конец декабря к оплате была принята треть работ (по одному объекту деньги не освоены вовсе, по другим переведено до половины средств), а фактическое их исполнение составляло около 65 процентов.
Так, на участке дороги Темкино - Власово - Федотково был уложен только один слой асфальтобетона, верхнее покрытие и обустройство отсутствовало. "Подрядчик бросил объект 29 октября 2023 года", - отметили в ОНФ. Керны, взятые после ремонта на участках Холм-Жирковский - Владимирское - Никитинка и Витязи - Духовщина - Белый - Нелидово, показали ненадлежащее качество покрытия. Придется эти места опять фрезеровать и укрывать асфальтобетоном. Съезды с дороги Холм-Жирковский - Игоревская "укладывали в снег, они не прошли по ГОСТу, на верхнем слое уже началось выкрашивание", подчеркнули в смоленском отделении Народного фронта. В конце января на этом участке обнаружились выбоины, трещины и... дорожные знаки, воткнутые в обочину без создания специальных площадок (берм).
По данным "РГ", низкий уровень освоения средств обусловлен, в частности, нареканиями со стороны заказчика к фрезерованию дорог. Иногда оно проводилось с отклонением от задания. Чтобы определить реальный объем работ, нужны согласования, новые ведомости и сметы. Претензии возникали к ограждению и автобусным остановкам, укреплению обочин и водоотводам. Кое-где эти элементы отсутствовали.
Что до объектов СОГБУ "Смоленскавтодор", то на трех из них не был уложен верхний слой покрытия. Значит, нижние остались без защиты от осадков и перепадов температуры.
- В рамках строительства автомобильной дороги Алтуховка - "Брянск - Смоленск - Богородицкое - Высокое" силами СОГБУ был уложен нижний слой асфальтобетона. Но так как он не отвечал требованиям ГОСТа, то был нанят другой подрядчик, который срезал этот слой и уложил два новых за дополнительные средства. Тротуары так и не сделаны. На участке дороги Смоленск - Красный нижний объединенный слой асфальтобетона уложен только на 70 процентов, верхний отсутствует. Нет барьерного ограждения, остановок, тротуаров и иного обустройства. На отрезке Хмелита - Холм-Жирковский - Яковлево сделан лишь один слой покрытия и один съезд, - пояснили в отделении ОНФ.
Ненадлежащее качество асфальта выявляли и на других дорогах - скажем, на участке трассы Ольша - Велиж.
Не везет улице Валентины Гризодубовой в Смоленске. Обновить ее хотели еще в позапрошлом году. Но верхние слои асфальта и тротуары не появились и в 2023-м. Движение не восстановлено. Проектная документация на завершение работ только недавно прошла госэкспертизу.
Смоляне, как могут, привлекают внимание властей к фактам нарушений, выкладывая ролики в интернете и сообщения для чиновников. Прокуратура вносит представления и выдает предостережения. Резонансной вышла ситуация с ремонтом улиц Черняховского и Пригородной в областном центре (подрядчики - ООО "Георесурс - Запад" и ООО "Эдем"). Желтую тактильную плитку для слабовидящих изначально уложили в произвольном порядке. Эксперимент показал, что с такими ориентирами инвалиды рискуют врезаться в стену или сорваться с бордюра высотой 20 сантиметров... После вмешательства правоохранителей работы переделали.
Что же приводит к низкому качеству ремонта и срыву сроков? В Народном фронте указали на одну из возможных причин: финансируемый из регионального бюджета "Гражданпроект", где числятся 68 сотрудников, не может систематически готовить качественную документацию для объектов "БКД".
"Основная часть проектов заказывается у сторонних организаций. В результате понижения цены на торгах область получает документацию, где не учтены требования к доступной среде и национальные стандарты. Те проекты, которые изготавливает "Гражданпроект", тоже не всегда отвечают требованиям национальных стандартов РФ и техрегламента Таможенного союза", - пояснила руководитель исполкома ОНФ в Смоленской области Наталия Семенцова.
…А потом заказчик и подрядчики начинают действовать по ситуации, что-то подгонять, что-то «не замечать». И их на этом неизбежно ловят. По фактам нарушений, выявленных смоленской прокуратурой по итогам дорожных ремонтов в 2022-2023 годах, было возбуждено 11 уголовных дел. Предполагаемая сумма ущерба - более 25 миллионов рублей. Фигурантами, в частности, стали сотрудники СОГБУ и подрядной организации «Георесурс – Запад». Им вменяют превышение полномочий, мошенничество и растрату.
В "Смоленскавтодоре", который выступает в регионе заказчиком дорожных работ, с сожалением признали, что в 2023-м конкретно в рамках нацпроекта "БКД" не удалось сдать шесть объектов. Это не более 15 процентов от общего объема работ.
"Основными причинами стали рост цен на битум, ГСМ и инертные материалы. В СОГБУ приняли все предусмотренные законодательством меры для того, чтобы подрядчики уложились в срок. Им направляли требования об ускорении работ и устранении дефектов, выставили неустойки на общую сумму более 10,4 миллиона рублей. Однако названные причины и дожди в осенний период не позволили соблюсти сроки. Также сотрудники "Смоленскавтодора" не приняли у подрядчиков некачественные работы", - отметили в учреждении, заверив, что приложат все возможные усилия к тому, чтобы "прошлогодние" объекты были сданы в 2024-м.