В Нестеровском музее открылась "китайская" выставка

Прошлое и настоящее органично сплелись в экспозиции новой выставки в Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова. Одна ее часть - "Искусство Китая" из музейной коллекции искусства стран Востока. Другая - живопись современного художника Лу Линя (Пекин).
Через живопись Лу Линь старается получить ответы на экзистенциальные вопросы.
Через живопись Лу Линь старается получить ответы на экзистенциальные вопросы. / Гульназ Данилова

Основу экспозиции из музейных фондов составили более сотни произведений разных видов декоративно-прикладного и изобразительного искусства: фарфор, перегородчатая и расписная эмаль, вышивка, резьба по камню, кости, дереву, скульптура, а также традиционная китайская живопись и графика. Она занимает только один зал, но показывает все разнообразие художественных традиций Китая.

Экспонаты попали в музей в 1920 - 50-е годы из Уфимского губернского музея, Уфимского губчека, соцобеса, Московского и Петроградского музейных фондов. Есть и предметы, приобретенные у частных лиц. Произведения современных китайских авторов поступили с международных конкурсных выставок "Уральская триеннале печатной графики", проходивших в Уфе с 2001 по 2019 год.

Два зала отданы для демонстрации картин Лу Линя - молодого китайского живописца, популярность которого растет с каждой выставкой. Почему - становится понятно при просмотре экспозиции.

Живопись Лу Линя представляет собой авторскую версию современной китайской живописи. В ее основе - традиционная китайская ментальность, но выражена она средствами современного искусства.

Его выставка называется "По ту сторону леса" и, кажется, должна состоять из пейзажей. На первый взгляд, Лу Линь действительно рисует пейзажи. Только в каноны жанра они не особо вписываются.

Сам художник объясняет это так: "Моя цель - не "срисовать природу", а добиться порядка, используя хаотичные линии и порой резкие абстрактные цветовые сочетания. Я считаю, что пейзажная живопись не только изображает окружающий нас живой мир, но и отражает духовные, социальные проблемы. На моих картинах густые чащи или животные часто предстают на фоне архитектурных руин: так я пытаюсь передать противоречие между естественным и индустриальным, отразить историю и предысторию. Мне нравятся вещи, у которых нет границ и конца, мне нравится это постоянное чувство неопределенности, которое привносит свежесть в творчество. И в то же время остаются без ответа все те же трудные вопросы, с которыми я буду сталкиваться на каждом этапе своего творчества: как выразить на холсте, например, кто мы есть? Откуда мы родом? Куда мы движемся?"

Фото: Гульназ Данилова

В смысловой контекст выставки очень уместно вписываются включенные в экспозицию скульптуры известных мастеров республики - Владимира Лобанова и Фирданта Нуриахметова.

- Что такое "Другая сторона леса", как не наша жизнь? - говорит искусствовед, замдиректора музея по научной работе Светлана Игнатенко. - Одна сторона леса - это первозданная, не тронутая человеком природа, другая - та ее часть, в которую внедрились урбанистические, технологические инициативы человека - жителя мегаполиса. Но именно этот житель, особенно сегодня, так страстно стремится к природе: ему необходим ее чистый воздух, ему так важно стать неотрывной частью реки, леса, поля, то есть слиться с природой, составив с ней почти нестеровское гармоничное целое.

Фото: Гульназ Данилова