Россия строит прагматичное чудо на Востоке

Одним из символов 2022 года стало понимание нашей страны о необходимости "разворота на Восток", которое подразумевало тотальную переориентацию внешней политики и внешнеэкономической деятельности со стран Европы на Азию. Тогда товарооборот России и Китая составлял $190 млрд, но уже в 2023 году он достиг своего исторического рекорда - $240,11 млрд. Рост на сумасшедшие 26,3%, безусловно, произошел по формуле: чем крепче дружба, тем больше торговля. Политическая конъюнктура, создаваемая западными странами во главе с США, как никогда сблизила "медведя" и "дракона".

По прогнозам экспертов, товарооборот наших стран примерно к 2030 году сможет увеличиться до $300 млрд. Темп сближения можно сравнить с динамикой маглева - поезда на магнитной подушке в Шанхае, который "разрезает" пространство с максимальной скоростью 500 километров в час. При этом впечатляет, какой путь был пройден, чтобы планы по наращиванию "стратегических аппетитов" двух сверхдержав стали реальностью.

Великий полигон

Многогранная эпопея строительства веток железных дорог, которые сегодня "разрастаются" на Восточном полигоне, имеет несколько этапов и множество различных исторических дат. Если совсем коротко, то первые проектно-изыскательские работы по созданию самого поразительного в мире железнодорожного переплетения начались еще при Николае II. В далеком 1916 году кабинет министров Российской империи утвердил "План железнодорожного строительства на 1917-1930 гг. в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке".

Во времена Советского Союза при Иосифе Сталине работы были заморожены из-за начала Великой Отечественной войны. Сложно не заметить, что каждый правитель нашего государства в совершенно разные исторические интервалы видел в этом проекте беспрецедентный потенциал для развития страны. Нужно признать, что работа в этом направлении могла периодами "угасать", но исторически всегда возобновлялась с новой мощью. Так, в 1974 году на XVII съезде ВЛКСМ структурообразующая магистраль, входящая в "царство" Восточного полигона (Байкало-Амурская), была объявлена Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

Современная история модернизации, а точнее первый этап развития мегаполигона при Владимире Путине стартовал в 2013 году. На тот момент главой государства было принято волевое решение - ударными темпами наращивать пропускные возможности железных дорог, особенно в этом направлении. Задача стала фронтальной для РЖД. Поэтому можно с уверенностью сказать, что "прорубать" стратегический курс на Восток начали именно железнодорожники.

В настоящее время холдинг реализует второй этап модернизации Восточного полигона стоимостью 1,1 трлн рублей. Параллельно РЖД приступили к реализации третьего и самого сложного этапа развития: исходя из планов, железнодорожники построят три тоннеля и самый крупный мост БАМа через реку Амур. Предварительная стоимость этих четырех объектов составит 498,8 млрд рублей, и она может возрасти из-за запредельной сложности проекта. Общая стоимость третьего этапа развития составит более 3 трлн рублей.

Вопрос строительства на Дальнем Востоке - особенный, так как существенная часть территорий полигона пролегает по вечной мерзлоте. Температурные колебания в этих краях экстремальные и достигают более 100 градусов. Ежегодно РЖД набирали все больше и больше компетенций в этом вопросе. Сегодня, применяя передовые технологии, железнодорожники ведут работы на объектах круглогодично. В строительстве полигона задействовано до 30 тысяч человек и используется порядка 7 тысяч единиц техники. К 2030 году пропускная способность "прагматичного чуда" на Востоке, с начала модернизации (2013 г.), возрастет в 2,5 раза, достигнув показателя в 210 млн тонн, а к 2032 году она обеспечит феноменальный показатель в 270 млн тонн.

Новая эра транспортных потоков

Завершение всех трех этапов модернизации запустит в нашей стране небывалый мультипликативный эффект, который еще предстоит более досконально проанализировать. Цифры говорят сами за себя. Железнодорожная инфраструктура уже сегодня вносит свой бесценный вклад в развитие экономики, "двигая" грузы и пассажиропотоки, связывая и развивая огромные территории, транспортно-логистические центры, порты и промышленные предприятия нашей необъятной Родины. Но и это не предел. Президент России Владимир Путин отметил, что уже в этом десятилетии вклад внутреннего туризма в ВВП должен вырасти вдвое - до 5%. Объем его бюджетного финансирования в период с 2025 по 2030 годы составит не менее 403 млрд рублей. Это станет ключевым ориентиром для бизнеса и будет способствовать привлечению новых инвестиций.

Тут важно понимать, что значительную часть базы для нового импульса развития туристической отрасли готовят именно в РЖД, продолжая строить и развивать систему железнодорожных сплетений по всей стране. Если заглянуть в ближайшее будущее, то уже этим летом РЖД планирует запустить для перевозки пассажиров на МЦК движение беспилотного поезда с третьим уровнем автоматизации (с присутствием в кабине машиниста). Четвертый уровень автоматизации, при котором подвижной состав будет управляться автоматически под дистанционным контролем с использованием технического зрения (лидаров), проходит испытания.

По задумке, один машинист-оператор, находясь на специальной станции, удаленно сможет контролировать движение сразу четырех пассажирских составов. Если представить, что такая инновация будет внедрена в будущем для передвижения грузовых поездов, в том числе, по Восточному полигону, то перед нами откроется новое представление о движении грузовых потоков, которое сформирует новую эру международной транспортно-логистической системы.