Персонализация образования - это возможность студента строить собственный трек в процессе обучения, принимая во внимание многообразие карьерных перспектив. Например, выбирать интересующие его программы из предложенного пула дисциплин и майноров (программ других факультетов). Индивидуальные образовательные треки экономят время студента и позволяют сосредоточиться на вещах, которые действительно важны для успешной карьеры.
Гэри Хэмел, известный теоретик в области менеджмента, в начале этого века опубликовал несколько работ о важности нового подхода к менеджменту организаций. Он отмечал, что в ХХ веке логика подготовки специалистов для руководства предприятиями была продиктована нуждами крупных промышленных компаний, в которых присутствовала вертикальная иерархия, исполнение жестко регламентированных требований. Поэтому и человеку требовалось быть вертикально-ориентированным, а его профессиональное развитие часто было узкоспециализированным. Эти же требования и ожидания закладывались в образование.
В XXI веке с развитием цифровой экономики все изменилось. Если в XX веке присутствовали отраслевые циклы, в течение которых сохранялись требования к компетенциям, то в эпоху цифровизации процессы заметно ускорились. Гэри Хэмел считает, что современные организации должны быть устроены так, чтобы их работники могли отвечать новым, меняющимся запросам бизнеса, были способны создавать инновационные продукты и услуги.
Таким образом современная экономика формирует отчетливый запрос на персонализированное образование, что отражается на программах бакалавриата и магистратуры. Еще сильнее это выражено в программах дополнительного образования, куда приходят специалисты с опытом работы.
В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ, например, персонализированная модель образования реализуется в первую очередь через майноры. Майнор - это возможность выбрать дисциплины любого факультета, например, курсы факультета компьютерных наук, факультета права, школы дизайна и др. Во-вторых, в каждой образовательной программе есть наборы элективных дисциплин (по выбору) по разным компетенциям, а в некоторых программах могут быть еще и специализации, которые начинаются на третьем-четвертом курсе.
Конечно, любому студенту обязательно нужны базовые дисциплины, поскольку они помогают формировать основу для критериев и системы принятия решений, делать осознанный выбор по персонализированному образованию. У нас эта модель реализуется за счет так называемых "дисциплин-ядра", их студенты изучают на первом-втором году обучения, в том числе дисциплины по математике, экономике, статистике, менеджменту и т.д.
К тому же представители бизнеса при обсуждении профилей выпускников, которые им нужны, подчеркивают непредсказуемость рыночной реальности. А в условиях неопределенности успешным будет тот, кто обладает богатым набором знаний и навыков и готов продолжать учиться в течение всей жизни, не замыкаясь в рамках одной специализации. Уже сейчас, например, навыки Data Science и анализа данных необходимы и историкам, и биологам, и социологам, и т.д.
Еще один важный момент - наставничество и менторство. Бакалаврская и магистерская программы предполагают участие наставника в жизни студентов посредством встреч и консультаций. Ко мне, например, как к академическому руководителю программы регулярно приходят ребята с вопросами о том или ином выборе в карьерном треке.
Наставники - это преподаватели, академические руководители программ, руководители специализаций и т.д., которые ориентируют студентов, как сделать оптимальный выбор. Также наставниками у нас выступают старшекурсники. Кроме того, ментором у студента может быть успешный предприниматель или топ-менеджер ведущей компании, который берет под опеку двух-трех студентов, чтобы помочь им пройти индивидуальную траекторию обучения и сделать первые шаги в предпринимательстве.
Конечно, в таких условиях повышаются и требования к квалификации преподавателя. Он не должен быть ограничен спецификой своего предмета, должен осознавать место любой дисциплины в модели построения компетентностных возможностей выпускников.
Нет никаких сомнений в том, что индивидуальный путь в образовательных моделях в той или иной степени будет присутствовать везде. При этом персонализация обучения не ограничена лишь выбором дисциплин. Сегодня общий образовательный опыт включает не только аудиторную нагрузку, но и проведение прикладных исследований, решение реальных задач бизнеса в проектах компаний-партнеров. Так что поиск эффективной траектории роста обязательно предполагает баланс личных интересов студента и рекомендаций представителей бизнеса и экспертов.