Алексей Алексеевич, Кубок Гагарина постепенно приближается к своей кульминации. Довольны тем, как проходит плей-офф?
Алексей Морозов: На данный момент нам все нравится, это то, к чему мы стремились. Конкуренция возросла. Раньше в сентябре уже все говорили, кто будет играть в полуфинале. Сейчас такого нет. Есть непредсказуемость результата. Именно на это мы рассчитывали, когда вводили потолок и пол заработных плат. Разве кто-то мог ожидать, что оба прошлогодних финалиста Кубка Гагарина вылетят уже в первом раунде плей-офф? А ведь это сильные клубы с богатой историей. Три из четырех команд, пробившихся в полуфинал, никогда не завоевывали титул.. Екатеринбургский "Автомобилист" и в медалях-то ни разу не был. Для них, наверное, этот сезон уже можно назвать успешным. Очень радует посещаемость: на матчах второго раунда она стала рекордной. Это прямое следствие работы нашей стратегии, которая включает в себя в том числе работу с аудиторией.
Вы уже отметили, что до полуфинала добралась лишь одна команда, ранее бравшая Кубок Гагарина. Это показатель развития лиги?
Алексей Морозов: Мы специально вводили потолок зарплат, чтобы повысить конкуренцию. Произошло перераспределение игроков. В тех командах, которые еще ни разу не выигрывали Кубок Гагарина, появились люди, которые это уже делали. Они передают свой опыт, и команды формируются с пониманием, как психологически надо действовать на решающих стадиях плей-офф. Возможно, ребята постарше с опытом больших побед на льду не так результативны. Но они приносят пользу с точки зрения психологии, настроя, четкого выполнения тренерских заданий.
Рекордные цифры посещаемости подтверждают верность перехода в плей-офф на перекрестный формат, когда команды Запада играют против команд Востока?
Алексей Морозов: Мы довольны этим шагом. Сейчас уже получаем много положительных отзывов, причем не только от болельщиков, но и от игроков. Возможно, в будущем перекрестный плей-офф наметит какие-то новые дерби. Ведь внутри конференций команды и так играют между собой достаточно много в регулярном чемпионате. Например, "Спартак" встречается с "Динамо" шесть раз. Наверное, это немного приедается. А тут новизна: например, те же ярославский "Локомотив" и челябинский "Трактор" никогда не играли друг против друга. В дальнейшем будем думать, как нам сделать плей-офф еще интереснее.
На днях за "Филадельфию" дебютировал Иван Федотов. Стоило ли ссориться из-за его контракта с Международной федерацией хоккея в прошлом году?
Алексей Морозов: Мы не ссорились. Мы просто не приняли позицию ИИХФ по трактовке правил перехода, которую они предоставили в федерациюи в ЦСКА. Мы действовали строго в рамках закона Трудового кодекса Российской Федерации в том, что касается ущемления прав российского гражданина на труд. Нами было получено предостережение от прокуратуры РФ о том, чтобы ни в коем случае не нарушали законы. Мы исходили из этого.
Как сейчас складываются отношения с НХЛ? Выставочные матчи с участием их и наших клубов сейчас принципиально невозможны?
Алексей Морозов: Сейчас все контакты с НХЛ сводятся только к переписке по электронной почте по переходам игроков. Когда какой-то наш игрок подписывает там контракт, они запрашивают информацию о том, нет ли у него действующего соглашения в КХЛ. То же самое касается и нас. То есть особых контактов сейчас нет, но мы по-прежнему придерживаемся Меморандума о взаимоуважении, который когда-то существовал и был подписан, несмотря на то, что сейчас такого документа нет.
Еще одна горячая тема - лимит на легионеров. С одной стороны, мы радуемся, что молодежи стали больше доверять, появились новые имена. С другой, КХЛ намерена увеличить лимит на легионеров с трех до пяти человек. Нет ли здесь противоречия?
Алексей Морозов: Новые имена появляются не из-за того, что легионеров стало меньше. А потому что тренеры стали больше доверять ребятам. Вот посмотрите, главный тренер магнитогорского "Металлурга" Андрей Разин. Он, и работая в череповецкой "Северстали", много доверял молодым и теперь продолжает это делать в "Магнитке". И потому молодые парни растут. Почему мы придерживаемся цифры "пять"? Есть обоснование. Молодые ребята, которые сейчас играют, не могут получить международный опыт по понятным причинам. А в матчах с другими командами, где есть легионеры, они будут быстрее расти, набираться опыта и понимать, как играют люди с другим менталитетом, с другим воспитанием. Так что увеличение лимита - это и в интересах молодых игроков. Никто не будет держать на скамейке хорошего парня, если он достиг уровня КХЛ. Вот многие говорят, что КХЛ - это этап воспитания молодого игрока. Это неправильная позиция. Ты должен заслужить свое место. Есть Молодежная хоккейная лига, Высшая хоккейная лига. Вот там надо обкатывать молодых. А в КХЛ играют те, кто выиграл конкуренцию. Поэтому им и дают лидирующие роли в составе.
Вы сказали об отсутствии у наших международного опыта. А сами вы смотрите чемпионаты мира, юниорские турниры с тех пор, как сборную России от них отстранили?
Алексей Морозов: Не смотрю, если только случайным образом. А специально следить за этими турнирами не очень интересно. Без нашей сборной они неполноценные. Чемпионат мира, Олимпийские игры - это все-таки соревнования лучших спортсменов. А когда нет страны, которая все время была в лидерах мирового хоккея, то итоги таких соревнований кажутся уже не совсем справедливыми.
Полную версию "Делового завтрака" с Алексеем Морозовым читайте в одном из ближайших номеров "РГ"