Режиссер из Иркутска поставил в Уфе спектакль "Деньги для Марии"

В Государственном академическом русском драматическом театре Башкирии с большим успехом прошел премьерный показ спектакля "Деньги для Марии" в постановке команды из Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова. Режиссер - Станислав Мальцев, художник-сценограф - Александр Плинт, художник по костюмам - Оксана Готовская.
Пресс-служба Русдрамтеатра

В основе инсценировки - одноименная повесть известного советского писателя Валентина Распутина. Простую деревенскую женщину Марию уговорили работать в магазине. Доверчивая душа, она отпускала товар под честное слово и не очень строго вела учет. В результате ревизор обнаружил недостачу - тысячу рублей.

Дело происходит после денежной реформы (сама повесть вышла в 1967-м), когда дензнаки обменивались в пропорции 10:1. И когда муж Марии Кузьма с надеждой спрашивает ревизора: "Старыми?" и слышит в ответ: "Новыми", становится осязаем весь масштаб трагедии. Ревизор дает пять дней, чтобы закрыть недостачу. Но где взять такую невообразимую для глубинки сумму? Для сравнения: новый дом обошелся этой семье в 700 рублей. Все надежды Кузьма возлагает на односельчан, ведь они никогда не оставались в стороне от чужой беды. Но на деле все оказалось гораздо сложнее…

- Прошло 20 лет с конца войны, когда люди были объединены, и вдруг началась смена ценностей, произошло размежевание. Тема, которую Валентин Распутин поднимал в конце 60-х годов - мы для денег или деньги для нас - пронзительно звучит и в наши дни. Автор все время возвращает нас к вопросу, что же в этой жизни главное? Для каждого из нас, живущих на этой земле, и в общечеловеческом плане. Проверка, которую проходят жители деревни, - это метафора проверки всего человечества. Если мы ее не пройдем - случится катастрофа, уверен Станислав Мальцев, которому близки мировоззрение и идеи писателя.

Для того, чтобы сценическая версия повести прозвучала в полный голос, потребовались актеры, способные прожить историю своих персонажей. В Русском драмтеатре такие нашлись.

Фото: Пресс-служба Русдрамтеатра

- Важно не ошибиться в выборе актеров. Распределение ролей, как говорили мои учителя, - это решение спектакля. Общий язык находится, когда люди объединяются вокруг главного, - подчеркивает режиссер.

Роль Марии исполняет Олеся Шибко, ее мужа Кузьмы - народный артист Башкирии Николай Рихтер. Кузьма и собирает деньги для жены, переступая через понятное нежелание просить. Он уверен, что люди, узнав о беде, сами должны предложить помощь. Но односельчане неохотно расстаются с деньгами, из-за чего у Кузьмы то, что называется "рушится картина мира". К тому же просит-то он в долг, обещая отдать, когда получит колхозную ссуду.

Попадание в образы получилось точным. Трудно представить на месте деда Гордея никого, кроме народного артиста Сергея Басова, а на месте председателя колхоза - Владимира Кузина. Не сразу узнаешь в Степаниде народную артистку республики Татьяну Макрушину - настолько отточен ее талант перевоплощения. Как всегда неподражаем в роли расчетливого учителя Евгения Николаевича народный артист региона Тимур Гарипов. Пронзительно тонко передала народная артистка Башкирии Ольга Лопухина переживания тетки Натальи, вставшей со смертного одра, чтобы отдать Марии накопленные на собственные похороны средства…

Фото: Пресс-служба Русдрамтеатра

Сценография спектакля решена как своего рода коллаж. В центре - "хвост" поезда. При смене картин артисты выкатывают на сцену соответствующий реквизит и по окончании убирают за кулисы. На заднем фоне мы видим окна домов - с занавесками и непременной геранью. Герань издавна считалась символом мещанского быта, но в данном случае цветы на окне показывают, что если у людей остается время позаботиться об уюте, значит, они стали жить лучше.

Сцена за сценой, где Кузьма то один, то с другом Василием (заслуженный артист республики Олег Сальцин) встречается с односельчанами, усиливает психологическое напряжение. Этому способствует еще один "персонаж" - ветер. Без него в спектакле, как и в повести, не обходится ни одна мизансцена. Напряжение разряжается только в конце, когда Кузьма отправляется за деньгами к брату в город. Поезд трогается и тут наконец начинается долгожданный снегопад как начало чего-то светлого.

- Финал открытый, но свет в конце тоннеля все же брезжит - у нас есть надежда, - говорит Станислав Мальцев. - Писатели не врачи, они не лечат, они - сама боль. Они эту боль через себя проявляют и нам показывают, а наша задача задуматься и не дойти до пропасти. Распутина называют сибирским Достоевским. Это автор, которые заглядывает в апокалиптические ситуации: что происходит с человеком, с человечеством. На сломе времен, мне кажется, он актуален как никогда. Он любит человека. Он хочет его спасти.

Фото: Пресс-служба Русдрамтеатра