Поделиться

Уральцы предложили оптимизировать отношения малого бизнеса с налоговой

Еще 5-6 лет назад на вопрос, как складываются отношения с налоговой службой, предприниматели говорили, что она стремится вести себя как сервисная компания, однако в 2023-2024 годах проблемы налогового контроля и ареста счетов снова стали актуальными.

Один из самых болезненных моментов - неурегулированность процедуры предварительного анализа, по результатам которой, как правило, выносится решение о выездной налоговой проверке. Сам порядок анализа непрозрачный, регламентируется не законом, а внутренними актами ФНС. В результате идет почти полноценная выездная проверка, но вроде бы и не идет, не соблюдаются сроки, и не поймешь, куда жаловаться. Эти риски усугубляются практикой апелляций без присутствия налогоплательщика, что лишает его возможности дать лично пояснения по спорным хозяйственным ситуациям, контрагентам и документам.

На наш взгляд, необходимо установить правовой статус предпроверочного анализа, определить последствия для бизнеса и налоговых инспекций, закрепить право предпринимателя на ознакомление с результатами, а также на личное участие в рассмотрении жалобы вышестоящим налоговым органом.

Следующий момент - необоснованное уголовное преследование за налоговые недоимки. После корректировки статьи 140 Уголовно-процессуального кодекса Следственный комитет возбуждает дела по материалам, переданным ему ФНС. При этом бизнес параллельно пытается оспорить результаты той же самой проверки в арбитраже. Часто ему это удается, сумма долга снижается или он вообще признается недействительным, но для следствия это не повод прекратить преследование, снять арест со счетов и имущества, аннулировать подписку о невыезде. Такие истории у нас бывали в 2023-м.

Необходимо вносить поправки в УПК: уголовные дела возбуждать только после вступления в силу судебного решения. Приостановку операций по счетам и запрет на отчуждение имущества имеет смысл заменить на другие обеспечительные меры: банковскую гарантию, залог, поручительство третьего лица - это поможет избежать остановки предприятий.

Параметры доходности по патентной системе и "упрощенке" устанавливались еще в 2012-м, 2016 годах и с тех пор не пересматривались, они уже не соответствуют экономическим реалиям

Кроме того, надо как можно быстрее исключить двойные санкции за один и тот же состав правонарушения. Напомню: с апреля 2022 года действует ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ - юрлицо не подлежит административной ответственности, если за это уже оштрафовано должностное лицо. Такую норму ввели по предложению бизнеса, вместе с тем в законе осталась оговорка: компания должна принять все меры для соблюдения правил и норм. Какие именно, не указано, что создает широкие возможности для усмотрения надзорных ведомств и судов. Мы предлагаем вообще убрать это условие из КоАП либо в примечаниях четко прописать, о чем конкретно речь.

Следующая инициатива, которую мы включили в доклад регионального бизнес-омбудсмена федеральному, - корректировка критериев отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу. Сейчас для получения господдержки, участия в закупках, включения в реестр МСП, налогообложения они разные. Необходима унификация. Кроме того, параметры доходности по патентной системе и "упрощенке" устанавливались еще в 2012-м, 2016-м годах и с тех пор не пересматривались, они уже не соответствуют экономическим реалиям. Эта тема поднималась в 2022 году на Госсовете, на заседании правительственной комиссии по развитию МСП. В частности, было отмечено, что только три процента компаний переходят из разряда микропредприятий в малые, в том числе опасаясь роста фискальной нагрузки. Несмотря на это, критерии до сих пор не актуализированы.

Наше предложение: внести поправки в Налоговый кодекс, разрешив использовать патентную систему предпринимателям с численностью сотрудников до 30 человек и объемом годовой выручки до 120 миллионов рублей, а доход для применения УСН увеличить до 400 миллионов. Плюс ввести гибкие параметры для перехода с "упрощенки" на общую систему налогообложения, что поможет исключить дробление бизнеса.

Также целесообразно снизить ставку страховых взносов для МСП до 15 процентов с первого рубля, а не только свыше МРОТ. А еще необходимо снять запрет на индексацию пенсий работающих пенсионеров: так мы отчасти сгладим кадровый дефицит и ликвидируем "серую" занятость.

Все эти законодательные инициативы - федерального уровня. В регионе же бизнес хотел бы видеть более широкое применение инвестиционного вычета по налогу на прибыль организаций. На Среднем Урале он доступен только реализующим приоритетные региональные проекты в сфере туризма (на 90 процентов расходов), участникам нацпроекта "Производительность труда" (50) и работодателям, которые в рамках "Профессионалитета" обновляют материальную базу колледжей (50 процентов на переданное имущество). Более того, с 1 января 2024 года предпринимателям нужно выбрать всего одно основание для льготы: либо "Производительность труда", либо "Профессионалитет". Это существенно сокращает круг потенциальных получателей. Мы предлагаем поднять размер вычета до 90 процентов для всех категорий налогоплательщиков и снять ограничения по основанию. Выиграют от этого все - и бизнес, и бюджет.