05.04.2024 12:40
    Поделиться

    Александр Симоненко: "Самое сложное в написании музыки к кинофильму - возвести в степень происходящее на экране"

    В марте на экраны страны вышел фильм Ильи Казанкова "Позывной "Пассажир"". Музыку к картине написал композитор Александр Симоненко. В интервью он рассказал о том, что самое сложное в создании киномузыки, почему мелодия в кино практически потеряна и стоит ли обращаться к нашему наследию для появления нового.
    На фото (слева направо): композитор Александр Симоненко, звукорежиссер  Геннадий Папин, дирижер Алексей Соболев.
    На фото (слева направо): композитор Александр Симоненко, звукорежиссер Геннадий Папин, дирижер Алексей Соболев. / из личного архива А. Симоненко

    Вы не так давно закончили работу над фильмом "Позывной "Пассажир"". Что значит для вас эта картина и как началось сотрудничество с Ильей Казанковым?

    Александр Симоненко: Спасибо большое за ваше внимание к фильму и к моей персоне. Эта картина интересна прежде всего своей актуальностью, связью с недавними событиями, которые играют огромную роль для нашей страны. Я рад знакомству с Ильей и получил удовольствие от работы. Он очень тонкий художник, который умеет выстроить взаимоотношение с композитором - направить, но в то же время дать свободу реализации.

    Что, на ваш взгляд, самое важное и самое трудное в написании музыки к кинофильму?

    Александр Симоненко: Возвести в степень происходящее на экране.

    Как долго вы работали над созданием музыки?

    Александр Симоненко: Думаю, около четырех месяцев. Последний месяц я уже плотно занимался написанием оркестровой партитуры. И в конце января прошла запись под руководством прекрасного дирижера Алексея Соболева. Звукорежиссером был живая легенда "Мосфильма" Геннадий Папин. С ними всегда приятно работать.

    Как вы пришли в кино?

    Александр Симоненко: Я всегда хотел писать музыку для кино, передавать и усиливать эмоции в той или иной сцене. Первая моя работа - это фильм-спектакль Александра Галибина "Комедианты". Спасибо ему за доверие. А первая большая работа с живым оркестром состоялась на картине "Родина" Петра Буслова. C теплом вспоминаю то время: душевное общение, посиделки, обсуждения. После этого фильма я познакомился с режиссером Сергеем Кавтарадзе. Мы вместе трудились над его картиной "Молокобезумия". В дальнейшем это переросло в творческий союз. С ним очень интересно сотрудничать, так как востребованы мои навыки академического композитора. Плюс у нас схожи волнующие нас темы и кинообразность.

    Что для вас важно, когда вы соглашаетесь принять участие в том или ином проекте?

    Александр Симоненко: Тема и смыслы, которые несет проект. И конечно, возможность работы с живым оркестром.

    Как вы для себя определяете, получилось ли создать задуманное?

    Александр Симоненко: Если мурашки бегут - значит получилось.

    В советское время композиторы, писавшие для кино, были невероятно популярны и востребованы, а их музыка часто становилась хитом. Почему сегодня мы не так хорошо знаем тех, кто работает в кино?

    Александр Симоненко: К моему глубокому сожалению, музыка в кино скатывается на уровень саунд-дизайна, с оглядкой на западную моду и референсы. Я всей душой за "суверенную" русскую музыку с вековыми традициями. В том числе и в кино.

    Почему сегодня в кино практически не появляются люди уровня Эдуарда Артемьева, Альфреда Шнитке, Алексея Рыбникова, Геннадия Гладкова, Виктора Лебедева, Андрея Петрова, Исаака Шварца, Владимира Дашкевича, Андрея Эшпая, Микаэла Таривердиева и так далее?

    Александр Симоненко: Опять же, потому что рождение и становление Шнитке, а то и Прокофьева с Шостаковичем - возможно при существовании единовременного профессионального мира десятков талантливых, образованных, востребованных именно в качестве симфонических композиторов авторов.

    Наша индустрия сейчас идет по современным производственным западным лекалам конвейера и оформительства вместо музыки. Однако западное массовое производство оформительской кино-музыки существует наряду с большими мастерами. Например, Джон Уильямс. Но ему 92 года. Он автор музыки к фильмам "Как украсть миллион", "Список Шиндлера", "Парк юрского периода", "Звёздные войны", "Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега", "Гарри Поттер" и многим другим.

    Как, на ваш взгляд, нужно искать, а главное, огранять молодые таланты, чтобы они росли и развивались как композиторы?

    Александр Симоненко: Я считаю, что сейчас отсутствуют междисциплинарные лифты. То есть режиссеры не взаимодействуют с профессиональными композиторами на уровне обучения, и все варятся в собственном соку. В результате ребята выходят во взрослую жизнь без сложившихся творческих связей. Соответственно, композиторов с полноценной академической подготовкой все меньше. Поэтому и мелодию в кино мы практически потеряли.

    Не было ли у вас желания начать преподавать и поделиться накопленным опытом с новым поколением?

    Александр Симоненко: Я рассматриваю эту возможность в будущем, но пока еще хочу сам многому научиться.

    Есть ли у вас любимая музыка из фильма. Если да, то какая?

    Александр Симоненко: Вы знаете, у меня много любимой музыки. От Прокофьева с его "Александром Невским" и "Иваном Грозным" до Свиридова в "Метели" и Бориса Чайковского в "Женитьбе Бальзаминова". Это если говорить про русскую музыку. Если взять иностранных композиторов, то мне близки произведения Генри Манчини, Эннио Морриконе и Джона Уильямса.

    Вы много сотрудничаете с Центром театра и кино под руководством Никиты Михалкова, с МДТ имени К.С. Станиславского. Чем работа композитора в театре отличается от того, что происходит в кино, и существуют ли какие-то различия?

    Александр Симоненко: Вы знаете, для меня сейчас в приоритете музыкальный театр. Балет "Амок" в рамках балетов Лавровского является репертуарным спектаклем "Геликон-оперы". И это направление я планирую развивать в своем творчестве. Что касается Центра театра и кино, то это потрясающий коллектив, во главе которого настоящая "глыба". Работать и общаться с Никитой Сергеевичем - одно удовольствие. Мне близки его культурные ценности и ориентиры.

    Относительно схожести и различий театра и кино - самое главное, чтобы повезло с режиссурой, и тогда все сложится, где бы то ни было.

    Насколько реально композитору монетизировать свое творчество?

    Александр Симоненко: Думаю, монетизировать можно любое настоящее мастерство. Вот обретением этого мастерства в своей области и нужно заниматься.

    Сегодня много говорят о русском национальном коде. Есть ли он в музыке и как бы вы его охарактеризовали?

    Александр Симоненко: Вы знаете, мне очень близка позиция Георгия Васильевича Свиридова по этому вопросу. Главным в музыке он считал ее очищающую и облагораживающую задачу.

    Есть ли тренд на обращение к нашему наследию и как его можно использовать для создания нового?

    Александр Симоненко: Я очень надеюсь, что этого будет все больше. Вспоминается "Музыкальная поэтика" вроде бы модерниста И.Ф. Стравинского, где он цитирует великого Джузеппе Верди: "Вы хотите обновления - обратитесь к прошлому".

    Знаю, что вас пригласили в жюри Второго Всероссийского творческого конкурса композиторов и поэтов на создание патриотической песни "Голоса Родины". Почему решили принять участие?

    Александр Симоненко: Прежде всего хотелось поблагодарить организаторов за приглашение. Я как раз решил принять участие, чтобы узнать, что происходит в мире композиторов в России.

    Что дает вам силы и вдохновение двигаться дальше?

    Александр Симоненко: Известный русский философ Владимир Соловьев говорил про два важнейших понятия - любовь и красоту. К ним я стремлюсь и ими же вдохновляюсь.

    Поделиться