Начало 90-х оказалось тяжелым для всей страны: спад производства, разрушение старой финансовой системы, задержки зарплаты. Не стал исключением и Ямал. Если газовики и нефтяники еще выживали с помощью бартера, то геологи, к примеру, оказались никому не нужны. В северных селах не было ни дорог, ни капитального жилья, продукты доставлялись с перебоями.
"Мы сказали: революцию не собираемся устраивать, но настаиваем на том, чтобы бюджет округа определялся здесь, на месте", - вспоминает Валерий Степанченко, заведующий организационно-правовым отделом Госдумы Ямала (так до 2009 года называлось Заксобрание ЯНАО).
Поскольку в новой России опыта правотворчества у территорий не было, пришлось создавать нормативную базу с нуля. Чтобы собрать информацию о реальном положении дел, депутаты отправились в поездку по региону, провели аудит расходов бюджета, выслушали наказы жителей. Первый состав парламента принял 273 постановления и 37 законов, в том числе Устав ЯНАО. Спорили, обсуждали каждую статью по нескольку дней. Председателем Думы избрали Николая Бабина, опытного хозяйственника, человека с открытой душой, который к любому мог подобрать ключик.
Тогда же, в 1994-м, состоялось единственное в истории совместное заседание депутатов Тюменской области, ХМАО и ЯНАО, на котором сформировали Совет законодателей. Он действует до сих пор, каждый регион делегирует по пять человек. Так называемая тюменская "матрешка" рождалась непросто, но понимание, что три бюджета - выгоднее, чем один, помогло договориться и выстроить уникальную политико-экономическую конструкцию. Сегодня каждый участник формирует свои доходы и расходы сам, при этом автономные округа перечисляют в общий котел часть собираемого налога на прибыль организаций - на финансирование целевой программы "Сотрудничество".
"Она работает два десятка лет и не потеряла своей актуальности. Много наших ребят учится в Тюмени, мы чувствуем, что им там комфортно, 4,5 тысячи семей пенсионеров-северян переехало на юг Тюменской области в более мягкий климат. Строительство жилья, детских садов, дорог - все в рамках договора", - поясняет Андрей Артюхов, председатель ямальского парламента в 1998-2000 годах.
2 июня 1995 года депутаты приняли закон о бюджетной системе. Главные траты, как и сейчас, были направлены на соцподдержку: на стипендии, медикаменты, компенсации на детей. Также подняли оклады бюджетникам на 90 процентов, а местное самоуправление обязали контролировать цены на услуги и товары. Справиться с дефицитом бюджета помогла система взаимозачетов.
Проблемы северного региона депутаты решали и на федеральном уровне. Всего за 30 лет парламент ЯНАО отправил в Госдуму более 100 предложений. Одно из ключевых - разрешение кочевникам с 2011 года регистрироваться в любом поселке по маршруту каслания. Без прописки нельзя было оформить детей оленеводов под опеку, получить пособия и т.д. Кроме того, в 2006 году удалось устранить несправедливость по отношению к вахтовикам, которые постоянно живут в Надыме или Новом Уренгое и ездят на работу на 1-2 недели на месторождения. Раньше время отдыха у них выпадало из северного стажа, теперь - нет.
"За принятием каждого решения - люди, их любовь к Ямалу, уважение к землякам и понимание задач, стоящих перед регионом. Так будет и дальше", - уверен председатель парламента ЯНАО Сергей Ямкин.