Александра, первый вопрос все-таки задам вам как маме, от кого вы узнали о том, что случилось в "Крокусе"? И какова была ваша первая реакция?
Александра Донскова: Мне позвонил Артем, сказал, что там стреляют. Первое, что я спросила - находится ли он в безопасности, вышел ли он из здания и все ли с ним в порядке. И, конечно, мне сразу же захотелось бежать к нему, спасать его. Но в тот день у меня болела дочка, я поехать не смогла, туда отправился муж и вскоре прислал мне видео горящего "Крокуса". В тот момент я поняла, насколько все серьезно.
Паники не было?
Александра Донскова: Страшно было, но важно было сохранить самообладание. Этому же я всегда учу своих детей - в любой критической ситуации нужно сохранять голову холодной и искать те решения, которые максимально быстро и эффективно могут тебя обезопасить от происходящего. Да, сохранять хладнокровие очень сложно, но этому можно натренировать детей. Тут я не скажу ничего нового - дети во всем копируют поведение родителей. Если мама с папой на страшные или тяжелые события в своей жизни реагируют истериками, кричат, бьют посуду, то дети в подобных ситуациях будут себя вести также. Если хотите, чтобы ваши дети в критической ситуации вели себя адекватно, то научитесь сначала этому сами.
Есть объяснение, почему во время трагедии в "Крокусе" несовершеннолетние ребята, гардеробщики, контролеры билетов повели себя гораздо адекватнее, разумнее и правильнее, чем многие взрослые?
Александра Донскова: Мне кажется, в тот момент они не осознавали до конца, что происходит. В таком возрасте мир воспринимается как большая игра, и даже трагические события им интересны - это же что-то новое. В силу неопытности они не могут представить себе последствия, в голове не рисуется страшная картинка, которая сразу же рисуется в взрослого, едва он слышит автоматные выстрелы и слово "теракт". К тому же психика подростков оснащена крепкими защитными механизмами, которые просто блокируют появление подобных картинок. К многим из тех ребят, что спасали взрослых в "Крокусе", осознание произошедшего до сих пор не пришло.
Взрослым повезло, что в тот момент их жизни оказались в руках подростков?
Александра Донскова: Получается, что да. Плюс, я думаю, помог инструктаж, ребята были готовы к таким ситуациям. Нельзя здесь недооценить и уроки ОБЖ в школах, регулярные учебные эвакуации. Я знаю, что многие родители подобные формы обучения не любят, но именно они помогают ребятам себя правильно вести, когда что-то страшное происходит по-настоящему. У юных героев "Крокуса" был план действий и они смогли им воспользоваться.
И тем не менее, ничего не проходит бесследно. В какой момент вы поняли, что для психики Артема все пережитое в "Крокусе" еще аукнется?
Александра Донскова: Я это поняла в первую ночь после теракта, сын вздрагивал и боялся подходить к окнам, было напряженное напуганное состояние. Что в этом случае делать? Всем пережившим трагедию в "Крокусе" я рекомендую провести хотя бы один сеанс с психологом. Это касается и детей и взрослых, в том числе тех, кто чувствует себя хорошо и думает, что справится с пережитым сам. Травма для психики, скорее всего, получена, и она обязательно даст о себе знать, но чем дольше пройдет времени после теракта, тем тяжелее будет с этой травмой работать. Есть бесплатная линия психологической помощи, куда можно обратиться. Специалисту хватит одного сеанса, чтобы понять, есть ли необходимость в терапии, или все действительно более-менее в порядке.
Конкретно в нашей школе и Артему и всей семье предложили психологическую помощь. О нас очень беспокоятся, переживают и со всех сторон оказывают поддержку.
Подростки, спасшие людей в "Крокусе", по десять раз на дню пересказывают все пережитое 22 марта в теле- и радиоэфирах. Это не опасно для их психики?
Александра Донскова: Нет. Людям - и детям особенно - очень важно выговариваться в такие моменты. Нельзя оставлять все в себе. Если вы замечаете, что ребенок закрылся, стал замкнутым - это красный флажок. Тут, опять же, нужно незамедлительно вести его к специалисту.
Наши ребята выговариваются, иногда даже чересчур… На мой взгляд, эту ситуацию сильно раздули в наших СМИ.
Вы о том, что такая слава может дорого обойтись для ребят?
Александра Донскова: Здесь напрашивается пример с артистами, которые купались в лучах славы, а потом вдруг оказались невостребованными - с таким испытанием справились далеко не все, многие закончили печально. И подростки, к сожалению, тоже могут впасть в тяжелое состояние, когда интерес к ним спадет, когда первые полосы займут другие события и люди. Я с Артемом разговариваю об этом, объясняю, что это все скоро закончится, мы вернемся к обычной жизни намного быстрее, чем кажется, что не нужно к славе всерьез относиться, нельзя упиваться ей. К сожалению, некоторые ребята уже стали себя считать звездами. По поводу своего сына я спокойна - он скромный мальчик, и вся эта шумиха ему не нужна, он говорит, что уже устал от нее. На этой почве психологических травм у него не будет.
И все же ваш сын повел себя как герой. У вас есть секрет воспитания героя?
Александра Донскова: Знаете, не нужно воспитывать героев, нужно воспитывать людей. Самая главная задача родителя - попробовать сделать из ребенка человека. Просто хорошего, достойного, доброго, внимательного, отзывчивого гражданина. А сделать это можно, опять же, лишь своим примером. Если мы хотим, чтобы ребенок был добрым и помогал другим, мы сами должны быть добрыми и помогать другим. Здесь не нужно обладать знаниями психологии, не нужно проходить курсы повышения квалификации родителей, нужно просто оставаться людьми.
Есть ли какие-то универсальные слова, которыми родители могут подготовить детей к встрече с чем-то опасным, страшным, трагическим? Слова, которые бы в критический момент станут маяками…
Александра Донскова: Ничего не бойся, ты со всем справишься, ты сильный, ты умный, ты найдешь выход, я в тебя верю, у тебя всегда все получится. Повторяйте эти слова как можно чаще, и тогда именно они зазвучат в голове вашего ребенка, если он попадет в сложную ситуацию. Это касается и уже выросших детей.
Когда человек верит в себя, он находит выход из любой ситуации.