Штурм посольства Мексики стал кульминацией напряжения, которое копилось в отношениях двух стран. Спор вокруг Гласа длился с конца 2023 года, когда он запросил у властей Мексики политическое убежище и укрылся на территории посольства этой страны в Кито.
Ранее бывший вице-президент уже отсидел в Эквадоре один срок за решеткой (2017-2022), но теперь был приговорен местным правосудием к новому тюремному заключению по делу о коррупции. На днях в Мехико предоставили ему политическое убежище и запросили у Эквадора разрешение вывезти политика. Дополнительно ситуацию обострили публичные высказывания Обрадора о прошлогоднем убийстве в Эквадоре кандидата в президенты Фернандо Вильявисенсио. Президент Мексики напомнил, что убитый критически отзывался о победившем в конечном итоге Даниэле Набоа. Власти Эквадора сначала объявили посла Мексики Ракель Серур Смеке персоной нон грата, а затем решили не церемониться и по ситуации с Гласом, грубейше нарушив Венскую конвенции о дипломатических сношениях, гарантирующую неприкосновенность дипломатическим представительствам.
Одна группа эквадорских силовиков ворвалась на территорию дипмиссии на бронемашинах, другая проникла через забор. Несколько мексиканских дипломатов получили травмы и ранения. В администрации президента Эквадора Даниэля Нобоа по итогам операции отчитались об аресте Гласа.
В Кито заявили, что таким образом "защищают национальный суверенитет, не допуская вмешательства во внутренние дела страны". "Нет безнаказанности. Никакой преступник не может считаться преследуемым по политическим мотивам", - считают в администрации Нобоа.Инцидент вызвал широкий резонанс в Латинской Америке, большинство стран которой выразили солидарность с Мексикой и осудили действия властей Эквадора. МИД Бразилии назвал это "явным нарушением Американской конвенции о дипломатическом убежище и Венской конвенции о дипломатических сношениях". Глава Венесуэлы Николас Мадуро считает действия Кито "ранее не виданным в Латинской Америке варварским актом проамериканского правительства Эквадора, которое грубо нарушило международное право". Действия Эквадора раскритиковали власти Аргентины, Боливии, Гондураса, Колумбии, Кубы и Чили. А руководство Никарагуа приостановило дипломатические отношения с Эквадором.
А вот в Вашингтоне напрямую Эквадор критиковать не стали, ограничившись словами об "осуждении любых нарушений Венской конвенции" и призывом "уважать неприкосновенность дипломатических представительств".
Отчасти столь демонстративное пренебрежение международным правом можно считать очередным проявлением неопытности 36-летнего Нобоа - самого молодого президента в истории Эквадора. Действовать без оглядки на международные обязательства страны ему не впервой. После прихода к власти он заявил о намерении передать США для дальнейшей отправки ВСУ имеющиеся у Эквадора вооружения российского и советского производства, хотя это запрещалось условиями контрактов на их поставку в южноамериканскую страну. Для того, чтобы в Кито передумали, Москве пришлось напомнить Нобоа об экономических связях двух стран и значимости российского рынка для эквадорских экспортеров бананов.
Но примечательно и то, что беспрецедентное нарушение Венской конвенции произошло в тот период, когда многие эксперты говорят об эрозии международных институтов и системы права. Авторитет ООН в последние годы все больше блекнет, а в самой Латинской Америке с эффективными международными структурами традиционно туго, несмотря на их формальное изобилие. Так, генеральный секретарь Организации американских государств (ОАГ) "выразил тревогу" в связи с инцидентом и призвал "урегулировать разногласия мирными средствами", пообещав обсудить ситуацию с региональными представителями. Осудили Эквадор и страны Боливарианского альянса для народов Америки (ALBA), и Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC). Но эти слова едва ли приведут к действиям.
ОАГ давно и безнадежно считается в регионе рупором Вашингтона. А создаваемые странами Латинской Америки собственные и независящие от США региональные структуры из-за внутренних разногласий крайне редко проявляли способность эффективно урегулировать местные конфликты.
Дипломаты и территории дипмиссий защищены Венской конвенцией. В ней говорится, что дипломаты, не являющиеся гражданами страны пребывания, пользуются различными привилегиями и иммунитетом, а помещения представительства неприкосновенны. "Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе как с согласия главы представительства", - сказано в 22-й статье конвенции.
1829 год. Толпа фанатиков ворвалась в русское посольство в Тегеране и устроила резню. Среди погибших был глава представительства, писатель Александр Грибоедов.
1979 год. После Исламской революции в Иране прежний правитель страны шах Мохаммед Реза Пехлеви укрылся в США. Иранские студенты ворвались на территорию посольства США в Тегеране и захватили находившихся там американцев в заложники.
1999 год. Во время ударов НАТО по Белграду одна из ракет попала в здание посольства КНР. В результате взрыва погибли три человека, еще 20 получили ранения. Пекин расценил эти действия как преступление, совершенное НАТО. Еще 25 лет назад западные журналисты пришли к выводу, что удар по посольству не был случайностью.
2012 год. Создание фильма, где высмеивался пророк Мухаммед, привело к нападениям на посольства западных стран на Ближнем Востоке. Во время атаки на американское консульство в Бенгази погиб посол США в Ливии. 2013 год. После того как президент Боливии Эво Моралес заявил, что предоставит убежище Сноудену, Франция, Италия, Испания и Португалия закрыли воздушное пространство для его самолета. Лайнер совершил вынужденную посадку в Вене, где власти Австрии провели на борту обыск, несмотря на иммунитет, которым он обладал.
2024 год. Израиль нанес удар по зданию консульства Ирана в Дамаске, погибли два иранских генерала и пять офицеров.
Подготовил Юрий Когалов