Музей Востока показал находки времен греко-персидских войн

Если вы читали книгу Михаила Гаспарова "Рассказы Геродота о греко-персидских войнах", вам не покажется удивительной затея искать персидский след на Боспоре. Именно этим занялся Музей Востока, сделавший выставку "Ахеменидский след в Северном Причерноморье" (куратор - Владимир Эрлих).
Эти бубенцы VI века до н.э. были найдены в Ульском кургане в 1909 году. Сейчас - в коллекции Эрмитажа.
Эти бубенцы VI века до н.э. были найдены в Ульском кургане в 1909 году. Сейчас - в коллекции Эрмитажа. / Александр Корольков

Это проект о встрече цивилизаций. С одной стороны, греческие полисы, выросшие на берегах Черного моря, которое они звали Понтом Эвксинским, и их северные соседи, среди которых были и скифы,и племена синдов и меотов. Города по нынешним временам - одно название: дома из кирпича-сырца, храм, торговые лавки. Но там кипела жизнь, многоязыкая, шумная. С другой стороны, персидское царство, которое росло как на дрожжах во времена походов царей Кира, Дария I, Ксеркса... Это сейчас для школьников что Ксеркс, что ксерокс - все архаика. Ксеркс вошел в историю, кроме исключительной жестокости, почти таким же самомнением. Когда в 480 г. до н. э. персидская армия переправлялась через пролив из Малой Азии на Балканы по понтонному мосту, началась буря, мост разметало, многие воины утонули. И Ксеркс не нашел ничего лучшего, как приказать высечь море плетьми. Так "царь царей" и остался в истории символом глупости.

О тех бурных временах, подвиге спартанцев при Фермопилах и Саламинском сражении, когда греки разгромили персидский флот, писал Геродот. О греческих полисах на северных берегах Черного моря, по крайней мере, об их столкновениях с персами, особо не упоминал. Впрочем, пределом власти Ахеменидов Геродот называл Кавказские горы: "...ведь до этого хребта и простирается власть персов, от Кавказа же по направлению к северному ветру персам никто не подчинен". Поэтому считалось, что ни полисы, ни более позднее Боспорское царство под властью Ахеменидов не были.

Обломок мраморной стелы с древним клинописным письмом и именем царя Дария - первая такая находка в России и единственная вне Ирана

Правда, еще в середине XIX века при раскопках Пантикапея, столицы Боспорского царства, и близ Керчи археологи находили ахеменидские печати и геммы. Многие из этих находок - в собрании Эрмитажа. И на выставке в Музее Востока можно увидеть эти изумительные сердоликовые цилиндры с тонкой резьбой или кольца, где на восьмигранной плоскости халцедона вырезаны фигуры персидского царя в короне и льва, которого он держит за горло. Камни на дужках, так похожие на кольца, пленяют тонкостью резьбы, разнообразием сюжетов. Они не служили украшением - это был род именных печатей, которые использовали чиновники в V-IV вв. до н. э. Лучники, сцены охоты на льва, крылатый человеко-бык с рогом и острыми ушами, как и колесницы с возницей и лучником под сенью крыл Ахурамазды, зороастрийского символа небесного праведного закона, - все образы говорили о персидском происхождении этих вещей. Но считалось, что это свидетельство культурных и торговых связей.

И тут в 2016 году на раскопках Фанагории археологи нашли обгоревший кусок мраморной стелы с клинописной надписью. Шесть строк с именем персидского царя Дария и обрывком его титулов, выбитые на белом мраморе, стали сенсацией. По словам Александра Седова, директора Музея Востока, это первая подобная находка в России и единственная - за пределами Ирана. Археологи спорят, означает ли упоминание Дария I, что речь идет о его правлении или все же о правлении его сына, того самого Ксеркса, что наказывал море. Владимир Кузнецов, директор историко-археологического музея-заповедника "Фанагория", считает, что стела должна была "застолбить" еще одно персидское завоевание - города Боспорского царства. Скорее всего, такие стелы везли на кораблях, чтобы возвестить о победе персов. Если учесть, что причерноморские города древних греков были беззащитны перед армией с колесницами, лучниками, кораблями, в победе персов сомневаться не приходилось. Тогда получается, что греческие полисы на берегу Черного моря, сожженные после 480 г. до н. э., пали жертвой греко-персидских войн.

Это гипотеза, но не лишенная оснований. Чтобы проверить ее жизнеспособность, а заодно и показать мраморную стелу с именем Дария I, Музей Востока и предложил посмотреть свежим взглядом на "следы" персидского влияния в Фанагории. Тут и иранские имена на аттических сосудах V в. до н. э., сасанидский меч с ручкой, украшенной золотой фольгой, золотой сосуд с головой рассерженной пантеры, напоминающий иранские кубки VI-V вв. до н. э, серьги и золотые фигурки льва... И разумеется, печати, вырезанные на камне, которые чиновники носили как кольца.

Вещи из собрания Эрмитажа, Музея Востока, ГМИИ им. А.С. Пушкина и музея-заповедника "Фанагория", как правило, персидского происхождения, собраны в первом зале выставки. Зато во втором зале - работы, созданные златокузнецами местных племен - меотов, синдов, скифов. "Варвары" оказались прекрасными учениками и быстро перенимали стилистику и греков, и персов. Музей Республики Адыгея предоставил для выставки находки археологов, недавно обнаруженные во время раскопок курганов V в. до н. э.

На мой вкус, эта относительно небольшая выставка - одна из лучших среди музейных археологических проектов последних двух лет. Может быть, с сияющими золотыми оленями, завораживавшими зрителей в большом проекте "Золото сарматов" в ГМИИ им. А.С. Пушкина, этому проекту и трудно соперничать. Но он пленяет тем, что погружает зрителя в гущу споров, дает возможность почувствовать, что археология - наука точная. А каждый археолог - немного Шерлок Холмс, раскрывающий драмы, погребенные под пеплом тысячелетий.