Первый советский робот: Политехнический показывает свои сокровища в Музее Москвы

Музеи науки и техники - лучшие хранители истории. Их коллекции пополняются и сохраняются с продвижением технической мысли вне зависимости от мысли политической и потому многое могут рассказать о времени, в котором экспонаты были произведены. Вот, например, фантом-манекен в витрине космического раздела выставки "Политехнический музей: приближая будущее". В 1970-м лежащая в катапульте, сделанная из особых материалов фигура человека облетела землю на спутнике "Космос-368", чтоб показать приехавшему в СССР президенту Франции Помпиду достижения советской космической мысли. И создатели манекена ласково прозвали его "Помпидушкой".

Политехнический музей последний год существования вне своего исторического здания, в которое он должен вернуться в 2025-м, проводит на чемоданах. Точнее - на ящиках. Экспонаты выставки "Политехнический музей: приближая будущее" разместили в Музее Москвы по-походному - внутри деревянных контейнеров, в которых экспонаты обычно хранят и перевозят или рядом с ними. Ящики с надписями "Не кантовать" отделяют разделы друг от друга, что еще и экономит место: выставке отвели на первом этаже музея Москвы 700 м2, и было непросто выбрать и разместить тут лучшее из 220000 предметов коллекции, накопившейся в Политехническом за 150 лет (юбилей Музей отмечал в 2022). Получился своего рода дайджест истории музея.

..."Очень бы хорошо было, чтобы ваше высокоблагородие написали б вещь щегольскую в техническом отношении" - просил Чайковского один музыкальный критик, убеждая композитора создать что-то к 200-летнему юбилею Петра I . Кантата Чайковского оказалась в "техническом отношении" очень "щегольской" - потому, вероятно и прозвучала на открытии в Москве в 1872 году Политехнической выставки, с которой и начался музей. И выставка прошла с размахом, народ увидел машины, приборы, сельскохозяйственные изделия, модели и чертежи, объясняющие технические новшества, оружие ... За несколько месяцев на ту выставку пришло 750 000 человек - притом, что в Москве жило тогда чуть больше миллиона.

"Второго такого нет", "это только у нас", "это придумали в России" то и дело говорит об экспонатах выставки "Политехнический музей: приближая будущее" куратор экспозиционно-выставочной деятельности Политехнического Сергей Рыков. Апланатическое зеркало конца XIX века, огромная лупа, способная плавить металл. Автомобиль Stoewer был в 1899 году выпущен в одном экземпляре - и усилиями реставраторов остаётся на ходу. Отечественный велосипед 1869 года типа "костотряс" - уже с намеками на систему амортизации в виде скобы, жмущей на рычаг, идущий к оси колеса.

Это выставка о том, что и как копил Политехнический и как это двигало страну. Галерея старинных бутылок с разноцветными жидкостями выглядит как элемент современного интерьера - а это "Нефтяные масла Константиновского нефтеперегонного завода", экспонат 1905 года, времени, когда в России пошла вперед нефтедобыча. Сергей Рыков нажимает кнопку - и зашагала на месте модель "стопоходящей машины Чебышева", первый в мире шагающий механизм. Пополнение коллекции 50-60-х годов - кибернетическая "Черепаха" в стальном сером корпусе, единственный экземпляр одного из первых роботов, созданных советскими учеными...

Коллекции камертонов священника Аристарха Израилева сохранили звук колоколов Ростовского кремля.

Это выставка о том, что и как копил Политехнический и как это двигало страну

За 1962 год Политехнический музей посетило рекордное количество зрителей за все время существования музея - 1 784 191 человек. Эта цифра и для самих музейщиков остается загадкой, отчасти, впрочем, объяснимой - это было время полета Гагарина, время технологических прорывов, время физиков.

А начинается выставка технологий с поэзии, с рассказа о Большой аудитории, в которой были аншлаги не только на лекциях по анатомии и демонстрации терменвокса (на модели, собранной правнуком Льва Термена Петром, тут можно и поиграть) - но и на вечерах с участием Маяковского, Северянина, Евтушенко, Окуджавы…

Первое, что ты видишь, входя в раздел, - фрагмент из фильма Хуциева "Застава Ильича" с переполненным амфитеатром, внимающим знаменитым поэтам. И здесь же небольшая модель Большой аудитории в будущем музее - к настоящему времени уже воссозданной в том виде, в каком ее задумал архитектор Политехнического Ипполит Монигетти.