Как избежать ошибок при запуске уникального продукта

Выводить на рынок новый продукт можно двумя способами: заказать все необходимое подрядчикам или организовать собственное производство. У обоих способов есть свои преимущества и недостатки. Как понять, надо ли вашему бизнесу заниматься изготовлением оборудования, товаров, комплектующих своими силами? Как избежать ошибок при запуске уникального продукта?

Теоретически любая крупная компания, которая располагает достаточным количеством свободных средств, может производить все необходимое самостоятельно. Для этого ей нужно организовать цех, закупить сырье, приобрести станки и производственные линии, изготовить продукт, дождаться его окупаемости - и только после этого начать зарабатывать.

Склад, персонал, логистика и доставка могут понадобиться любому бизнесу, не только производственным компаниям, поэтому на них внимание не заостряем. Так вот если продукт, который получает конечный потребитель, стоит недорого, то можно прийти к неутешительным прогнозам, посмотрев на наценку, срок окупаемости и выхода компании на прибыль. Разумеется, каждый предприниматель это предварительно обсчитывает и определяет оптимальную маржинальность. Но есть и другие риски, которые обязательно стоит иметь в виду.

Так, многое зависит от выбранной модели бизнеса.

С операционной моделью все просто. Это оптовая или розничная торговля, которая предусматривает готовый продукт и грамотное выстраивание маркетинга, взаимоотношений с покупателями и бизнес-процессов как основную нагрузку на предпринимателя. Бизнесмен закладывает себестоимость продукта в операционную модель, учитывает возможные риски (например, смену технологий) и может масштабироваться в несколько раз, полностью менять стек или, наоборот, вносить порционные изменения. Проблема этой модели в том, что с ней сложно вывести на рынок уникальный проект.

Склад, персонал, логистика и доставка могут понадобиться любому бизнесу

Производство - задача гораздо более сложная, затратная и масштабная. Бизнесу нужно выстроить все процессы с нуля по примеру конкурентов или западных коллег либо по своему уникальному видению. Первый вопрос, на который необходимо найти ответ: кто будет потребителем - сам производитель (если он создает продукт для своих задач), другие компании, которые будут предлагать продукт конечным потребителям (b2b), или конкуренты, которым планируется продать технологию? Дальше надо вложить время и средства в разработку проекта, прототипа продукта, протестировать гипотезы, пройти через несколько этапов согласований - например, связанных с сертификацией, защитой интеллектуальных прав и так далее. Следующий этап - собственно производство. Штучное всегда обходится дорого. Чтобы оно было рентабельным, выпуск должен быть массовым.

Идти в ногу со временем и развиваться - означает постоянно модернизировать производство. А это требует немалых вложений. Но если с этим задержаться, можно отстать от рынка и оказаться не у дел. Теряется актуальность продукта компании. Производство - достаточно инертный бизнес, ему сложно перестраиваться. Плюс поменять все - очень трудоемкий и затратный процесс. Производителю важно всегда держать руку на пульсе, а перед глазами иметь горизонт тактических сдвигов, что в наше турбулентное время достаточно затруднительно. Ведь может случиться так, что компания обзаведется внушительными производственными мощностями, поработает год-два, а потом технология сменится. Если быстро не перестроиться, все лавры достанутся конкурентам, а компания даже не успеет выйти на прибыль.

Если можно избежать отладки собственного производства - купить готовый продукт, или арендовать оборудование, или отдать задачу на аутсорс, - то лучше поступить именно так. У производства силами подрядчика есть свои преимущества.

Прежде всего это возможность быстрее начать зарабатывать и выйти на окупаемость. В случае неудачи убытки будут не такими большими. Кроме того, операционная модель позволяет бизнесу оставаться в фокусе своей деятельности: изучать конкретный рынок, бизнес-процессы, конкурентов, а не заходить предварительно на территорию производителей.

Второй плюс состоит в том, что у подрядчика будут экспертиза и компетенции в производстве, выборе оборудования, организации процесса. Выбрав опытного производителя, можно получить партию быстрее и дешевле. А значит, расходы окупятся за меньший промежуток времени.

Наконец, опытные производители могут предложить клиенту выбор: более конкурентоспособную цену на оборудование или внедрение большего количества технологий. Это запас для небольшого маневра по себестоимости.

Идти по пути изготовления товаров своими силами лучше только в том случае, если нужный продукт не производят другие компании или они это делают долго и дорого.

Конечно, если нет подходящего производителя в нашей стране, можно поискать по всему миру, чтобы импортировать его продукцию или договориться с компаниями, которые близки к производству нужного товара, оборудования. Но и в этом случае могут возникнуть сложности.

Любому стартапу я рекомендую не тратить сразу много времени и средств на разработку крутого продукта. Сначала лучше сделать недорогой MVP, протестировать и посмотреть, есть ли на него спрос. В противном случае может оказаться так, что на продукт потрачено много денег и сил, а на деле он никому не нужен и неконкурентоспособен.