- У туриста отпуск раз в год, и ему не все равно, как отдохнуть и куда ехать. Прежде чем решиться поехать на дальнее расстояние отдыхать, тем более с семьей, он хочет быть уверен во многих аспектах. Государственные органы должны удовлетворить его потребности, особенно касающиеся безопасности. В ближайшее время правительство РФ подпишет концепцию развития автотуризма. В нее нам удалось включить пять важных пунктов, - отметил президент Общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга Сергей Лобарев.
По его словам, речь идет о классификации кемпингов в России, продвижении национальных и народных маршрутов, создании безбарьерной среды для людей с инвалидностью, о внедрении трансмодальных транспортных систем и каршеринга, а также о создании информационно-навигационной системы.
Но пока о туристических городках для автопутешественников с фуд-траками, мобильной сценой, передвижными медицинскими пунктами в российской глубинке могут только мечтать.
- Каждый раз путешествие - это квест: справлюсь или нет, выживу или нет при отсутствии условий, - заявила во время круглого стола в Общественной палате РФ автотуристка Екатерина Величкина. - Нам создали инфраструктуру вокруг Москвы, но дальше она не развивается. Я меняла памперсы детям на заднем сиденье автомобиля, это тяжело. Если нет возможности попасть на платную дорогу, то оказываешься без интернета. Это страшно. Региональные дороги не приспособлены для автотуристов.
Очевидно, что акцент нужно делать на регионы, совмещая дорожную и туристическую инфраструктуру:
- Наша задача - не просто установить на федеральных дорогах гостиничные модули или стоянки для автокемпинга, а запустить региональные экономики: ведь большинство мест для показа находятся на удалении от федеральных трасс, - отметила заместитель председателя комитета Государственной думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Наталья Костенко во время вебинара, посвященного автотуризму.
Мешают и пробелы в законодательстве. Сейчас, к примеру, решается вопрос устранения страховых проблем туристической аренды автомобилей. Есть еще один серьезный минус - отсутствие в законодательстве межрегиональных маршрутов. Нет в нем и понятия "туристический автомаршрут". Тем не менее двигаться дальше необходимо.
- Предлагаем применять проектный подход, чтобы формировать потоки туристов на определенных направлениях - для этого можно было бы больше и эффективнее привлекать инвесторов. А с другой стороны, нужно создать некий стандарт туристических услуг для этих маршрутов, - считает депутат.
На Севере России туристическая инфраструктура наиболее развита в Карелии, где действуют 900 отелей, мотелей, гостевых домов, глэмпингов и кемпингов. 150 АЗС позволяют автотуристам не запасаться канистрами. Более того, с 2021 года на юге республики построены и станции для электрокаров - в этом году появятся 15 новых. А вот на севере Карелии индустрия гостеприимства недотягивает. В первую очередь это касается "входных ворот" в Архангельскую область, на Соловки: ворота эти расположены на берегу Белого моря в поселке Рабочеостровск рядом с городом Кемью:
- Мы много говорим о доступности Соловков для автотуристов. Но есть ли планы по модернизации инфраструктуры Рабочеостровска, которая в сезон трещит по швам? Я уже не говорю о каких-то отдельных парковках и сервисах, о возможностях ночевки для караванеров, - говорит эксперт Национального союза профессионалов индустрии кемпингов и автотуризма Андрей Артюхов.
Автотуристам сложно спрогнозировать, удастся ли оставить машины на карельском берегу в безопасности, найти, где отдохнуть и поесть, чтобы затем преодолеть главный участок пути по Белому морю. Проблема также в том, что из-за непредсказуемости морской погоды отправки на архипелаг приходится иногда ждать не один день.
В корпорации развития Карелии отчитались, что сейчас формируются земельные участки, которые будут использоваться для создания инфраструктуры. А так как Рабочеостровск входит в Арктическую зону РФ, в поселке есть возможность использовать преференции и льготные режимы АЗРФ - не так давно два резидента Арктической зоны заявили о проектах по благоустройству Рабочеостровска. Планируется сооружение причалов для маломерных судов, которые доставляют туристов на Соловки, а также приведение в порядок прилегающей территории.
Строительству новой инфраструктуры в поселке мешает и мощный слой опилка, спрессовавшегося за десятилетия работы местного лесозавода - это создает сложности для проведения землеустроительных работ и требует дополнительных вложений. Зато дорогу в Рабочеостровск реконструировать уже начали - добираться до поселка будет легче. Власти также отметили: чтобы справиться с потоком гостей на Соловки, в Кемском районе Карелии планируется разместить свободную экономическую зону туристического типа.
После Карелии многие туристы продлевают маршрут до Мурманской области, чтобы "перейти из белых ночей в зону полярного дня". Для автомобилистов это уникальная возможность круглые сутки ехать под незаходящим солнцем. Главное, чтобы было где отдохнуть!
Правда, ситуация начала меняться в пользу автомобилистов. По словам главы комитета по туризму Мурманской области Александра Елисеева, в регионе провели совместное исследование с лигой караванеров и разработали план развития придорожного сервиса. Сверили его с туроператорами, включили бывшие турбазы, которые сейчас не используются. А в итоге разработали поддержку для бизнеса - по пять миллионов рублей на развитие придорожного сервиса получили первые десять предпринимателей.
Набирает популярность и мурманский автомаршрут от Белого до Баренцева моря. Более того, пилотный проект от Владивостока до Санкт-Петербурга предлагается продлить и до Мурманска - в итоге автомаршрут от одного края земли до другого может стать самым длинным в мире. Если, конечно, появятся желающие совершить такой отчаянный бросок.
А в Поморье тем временем власти региона начали развивать первый крупный автомаршрут - "Дорога на Русский Север", который проходит вдоль федеральной трассы Москва - Архангельск. Для того чтобы туристы могли спланировать свое путешествие по трассе, в Поморье создали специальный сайт и чат-бот.
Наталья Костенко, заместитель председателя комитета Государственной думы по туризму:
- Сегодня необходимо создать систему управления туристическими потоками, которая отсутствует. У нас все либо в Сочи едут, либо в Питер, Москву или на Байкал. В прошлом году, к примеру, все поехали в Дагестан. Но способны ли популярные маршруты "переварить" огромный поток туристов? Об этом сегодня не думают. Тем временем система управления потоками позволит создать институт защиты инвесторов.