Выпускники магистратуры Сеченовского Университета осваивают профессии будущего

Предприниматель в биомедицине, IT-специалист в здравоохранении, материаловед по бионическим системам в медицине - таких уникальных специалистов готовят сегодня в знаменитой Сеченовке. О новом подходе к магистерскому образованию, о том, зачем готовить кроссфункциональных специалистов "Российской газете" рассказала директор Центра магистерских программ Сеченовского Университета Минздрава России Юлия Федорова.

Как устроена магистратура Сеченовского Университета?

Юлия Федорова: Магистратура в Сеченовском Университете начала развиваться с 2010 года. Мы стартовали с девяти человек на нескольких программах и к сегодняшнему дню пришли к 17 направлениям подготовки, четырем направлениям на английском языке, 24 профилям, шести сетевым программам и готовим около 850 магистрантов. Каждый год открывается две-три новые программы.

В классическом медицинском образовании в связке после специалитета идут только ординатура и аспирантура. Первый МГМУ выбрал для себя более широкий формат - "университет наук о жизни". Это было двустороннее движение. Наша инициатива - выставлять на рынок новые магистерские программы. И запрос от рынка - на кроссфункциональных специалистов. Причем у нас не было и нет собственных магистерских программ в сфере здравоохранения, кроме одной, "Общественное здравоохранение". Остальные программы магистратуры - немедицинские, но связанные со сферой биомедицины. Это разнообразные профессии - от разработчика инновационных лекарств и специалиста по биодизайну до биоинженера и архитектора живых систем.

Наше конкурентное преимущество - в фокусировке на биомедицине. В России много крупных университетов с программами магистратуры по биологии, биотехнологии, менеджменту, лингвистике и так далее. Ноу-хау Первого МГМУ - профили, по которым эти программы реализуются. Если биотехнологии, то медицинские, если биология, то синтетическая, если менеджмент, то в здравоохранении.

Здравоохранение сегодня - высокотехнологичная отрасль, которую государство активно развивает. Перед нами стоят амбициозные задачи по ее трансформации - вакансий становится больше, появляются новые игроки на рынке.

Уникальность наших программ магистратуры помогает нам удерживать лидерство. Выпускники бакалавриатов понимают - чтобы выделиться среди себе подобных, им нужно конкурентное преимущество, привязка к конкретному рабочему месту.

Вы обещаете выпускникам помощь в трудоустройстве?

Юлия Федорова: На первых этапах мы ориентируем магистрантов на трудоустройство в Сеченовский Университет. Наш Научно-технологический парк биомедицины (НТПБ) со множеством научных и прикладных направлений нуждается в кадрах. Это редкие пока специалисты, которые могут работать на стыке разных наук. К примеру, материаловедения и медицины, IТ и медицины, математики и медицины, инженерии и медицины.

Наш собственный кадровый голод гарантирует трудоустройство для выпускников магистратуры, и у них появляется выбор - остаться в Университете или отправиться в свободное плавание.

Откуда в магистратуру приходят люди?

Юлия Федорова: Первый поток - наши бакалавры, которые проходят полный цикл подготовки. К примеру, бакалавриат по биотехнологии, затем магистратура и аспирантура на ту же тему. Это студенты, которые выбирают нас сразу после школы.

Второй поток - бакалавры других вузов, которые хотят фокусировки в своем образовании. Это могут быть биологи из МГУ, биотехнологи из технологических вузов, IТ-специалисты из технических вузов. Чаще - москвичи, и для нас это вызов - нужно заниматься популяризацией наших программ в регионах. В сознании людей пока нет связки, что к нам можно прийти за дальнейшим немедицинским образованием, если ты закончил, к примеру, "Информационные системы и технологии" в региональном вузе.

Третий, необычный для магистратур, поток - наши же выпускники специалитета, которые уже давно работают, занимают хорошие должности и захотели получить дополнительную квалификацию. Часто именно такие студенты приходят на программы "Промышленная фармация", "Менеджмент", "Общественное здравоохранение". Это сложившиеся специалисты, взрослые люди, порой - на руководящих позициях, кандидаты и доктора наук. Они доверяют альма-матер и возвращаются сюда за новыми компетенциями. Это наши амбассадоры, которые транслируют обществу ценности Сеченовского Университета.

И, наконец, на магистерские программы поступают иностранные граждане. Чаще всего это ребята от Международной олимпиады Ассоциации "Глобальные университеты", которые учатся по квоте Министерства науки и высшего образования РФ. Год от года их поток растет, в этом году около 150 человек поставили Сеченовский университет первым в списке приоритетных вузов. Не пальцем в небо, а осознанный выбор нашей магистратуры, чаще всего - направления "Общественного здравоохранения", в последнее время - с профилем "Эпидемиология". Увеличился поток также на "Биотехнологию" и "Биологию". Выпускники-иностранцы в будущем смогут вести проекты в межнациональных командах, будут проводниками научных связей и инициаторами коллабораций.

Какие интересные технологии Сеченовский Университет применяет для магистрантов?

Юлия Федорова: Базовое медицинское образование занимает шесть лет. Магистратура - всего два года, поэтому мы можем апробировать на ее студентах новые технологии образования и разные подходы к организации учебного процесса.

Во-первых, это новые подходы к содержанию образовательных программ. Большой удельный вес тут занимают практикоориентированные модули, которые идут от работодателей и заказчиков. Например, программа "Синтетическая биология и биодизайн", которую мы запустили недавно, встроена в Институт регенеративной медицины на базе НТПБ. Там преподают люди, которые сами ведут научные и прикладные проекты в этой области. Магистранты к этим проектам активно присоединяются. Содержание программ меняется вместе с научной повесткой института.

Или программа "Салютогенный дизайн". Мы уловили, что на рынке возник запрос на здоровое градостроение. С одной стороны, у нас есть специалисты по общественному здравоохранению, которые могут рассказать о том, как создать людям комфортную для жизни среду, с другой стороны - архитекторы, которые хотят построить что-то нужное, современное и долговечное. В этом случае содержание программы исходило из конкретной прикладной задачи.

Похожая история - с "Фармацевтической экологией". Экологов в России готовят давно, но именно для фармацевтических предприятий специалистов не было, поэтому содержание программы мы разрабатывали строго под нужды отрасли.

Второе, что мы апробируем в магистратуре, новые методы, по которым строится образовательный процесс. Например, индивидуальные образовательные траектории. Треки - это кастомизация образования. Когда взрослый человек приходит получать образование, он трепетно относится к тому, чтобы эти два года не потратить зря. У магистрантов есть жесткий запрос на конкретные компетенции, и треки этот запрос удовлетворяют.

Внутри своей гибкой траектории студент формирует набор предметов и решает, сколько каждому уделить часов. При желании - переходит с трека на трек. По сути, становится соавтором программы. Если магистрант выбирает исследовательский трек, он встраивается в одну из научных команд и пишет магистерскую диссертацию по своему проекту.

В предпринимательском треке мы ориентируем человека на развитие продуктового мышления, чтобы за два года он подошел к созданию и выведению на рынок продукта, например, медицинского изделия или приложения.

Сетевой трек - это международные и межвузовские программы. "Салютогенный дизайн" - сетевое сотрудничество с МАРХИ, "Предприниматель в биомедицине" - с Национальным исследовательским Томским государственным университетом, "Фармацевтическая экология" - с Южно-Казахстанской медицинской академией, "Инновационные лекарственные средства" - с Университетом Бургундии Франш-Конте, Франция.

Почему сегодня перспективно быть узким специалистом - заканчивать магистратуру в области биомедицины?

Юлия Федорова: Поспорю с вами насчет словосочетания "узкий специалист". Магистратура не сужает профессиональный кругозор специалистов, а надстраивает, расширяет его.

Рынок труда меняется стремительно. Несколько лет назад мы читали атлас профессий будущего, умилялись и рассуждали, насколько далекое это будущее. Сегодня мы уже готовим тех самых генных инженеров, специалистов по телемедицине, медицинских инженеров. Выпускникам с этими экзотическими названиями есть место на нашем рынке, хотя, скорее всего, в штатном расписании они будут именоваться иначе.

У инновационных организаций, в том числе аффилированных к крупным структурам типа Росатома, Ростеха и Роскосмоса, существует запрос на специалистов, которые умеют достраивать свои компетенции. Разбираются в медицине, при этом говорят на одном языке с инженерами. Или создают исследовательский проект и могут собрать команду, чтобы вывести его в коммерческое поле. Одним словом, понимают, что между разными профессиями есть территория взаимодействия.

Как выпускники магистратуры ищут работу?

Юлия Федорова: Не припомню ни одного магистранта, который не работал бы уже во время учебы. Либо они уже приходят из какой-то организации и хотят продвинуться в карьере. Либо находят работу через систему стажировок, практической подготовки и участия в проектах.

Суперсила выпускников магистратуры Сеченовского Университета - способность быстро переучиваться, работать в условиях неопределенности, улавливать новые тренды, не замыкаться в своей скорлупке, а постоянно развиваться. Таким специалистам нет аналогов на рынке труда, они сегодня - на вес золота.