Опросы, еженедельно проводимые российским Фондом "Общественное мнение", подтверждают выводы ВОЗ. Если в марте 2018 года уровень "тревожности" россиян немногим превышал 30%, тогда 60% чувствовали себя спокойно, то весной 2020 года ситуация зеркально поменялась - число "беспокойных" возросло до 60% и выше, тогда как спокойствие смогли сохранять не более 30-40%.
Со временем "ковидные" страсти слегка поутихли, но зыбкая грань между спокойствием и тревогой, на которой балансируют россияне, в настоящее время колеблется у отметки 50 на 50. И порой тревога побеждает. По данным недавнего исследования РАНХиГС, испытывают тревогу 60% респондентов, принявших участие в опросе. При этом 46,8% назвали степень своей тревожности умеренной, а 13,2% - сильной.
Что такое тревога? Министерство здравоохранения определяет тревогу как отрицательно окрашенную эмоцию. Она выражает чувство неопределенности, а человек, испытывающий тревогу, может, на первый взгляд, беспричинно находиться в ожидании или предчувствии каких-то негативных событий.
Сама по себе тревога - не повод для беспокойства. По сути, это своеобразный "режим самосохранения", который предотвращает участие человека в какой-то потенциально вредной ситуации, или побуждает его действовать как можно боле аккуратно, говорит к.м.н., доцент, заведующий кафедрой психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии ФНМО Медицинского института РУДН Владимир Медведев.
Внешние обстоятельства зачастую являются стрессорным фактором и триггером для развития психических расстройств для многих людей. Немаловажным является и тот факт, что современная жизнь отличается от той, которая была даже десять лет назад. Помимо огромного информационного поля, которое "врывается" в жизнь человека ежедневно, изменились еще и ожидания от каждого индивидуума. Список дел на работе постоянно увеличивается, как и ожидания руководства от каждого работника. На первый план выходят умения справляться с многозадачностью и стрессовыми ситуациями.
"Планка" растет и дома - быть интересным партнером и осознанным родителем, необходимость развивать отношения и вкладываться в развитие своего ребенка. И это далеко не полный список "внерабочих" требований к современному человеку. Выдержать груз такой ответственности и, как говорится, "соответствовать", под силу далеко не каждому. Итог - у человека нарушается сон, пищевое поведение, он становится раздражительным или, напротив, апатичным. Это зачастую является проявлениями развивающегося тревожного расстройства.
Такие расстройства таят в себе риск не только развития психологических проблем, но и могут нанести серьезный вред здоровью. Постоянное чувство тревоги не дает человеку сконцентрироваться, "изматывает" его физически и эмоционально, вызывая ощущение хронической усталости, мешает в повседневной жизни в семье и на работе. Все сферы жизни буквально начинают "сбоить": профвыгорание, разлад в семье, сложности в общении с детьми и родителями…
По данным Всемирной организации здравоохранения, тревожными расстройствами в настоящее время в мире страдает свыше 300 млн человек. За последние несколько десятилетий численность заболевших увеличилась более чем в 1,5 раза и продолжает стремительно расти, чему во многом способствовала эпидемия COVID-19.
Врачи считают, что решать проблему тревожных расстройств следует комплексно. Первое - ее нужно научиться видеть.
Владимир Медведев рекомендует не полагаться в этом "тревожном" вопросе только на собственную интуицию, а, в первую очередь, обратиться к специалистам и специализированным информационным базам, чтобы получить больше достоверной информации о тревоге и связанных с ней расстройствах и, как следствие, принять решение о записи к специалисту.
Второе - медикаментозные средства. Как бы человек не старался восстановиться, отдохнуть, правильно выстроить пропорцию работы-отдыха, не убрав причину тревожного расстройства, устранить тревогу не получится. Ведь "поломка" уже произошла на уровне нейрона, за счет чего нервная система не может работать так, как положено в норме. Устранить причину могут противотревожные препараты. Спектр таких средств достаточно широк. Среди них, в частности, транквилизаторы бензодиазепинового ряда: Алпразолам, Лорафен, Золомакс.
По словам Медведева, они действительно способны снижать эмоциональную напряженность и чувство страха, но, как правило, вызывают побочные эффекты - излишнюю седацию и миорелаксацию, а также привыкание и эффект отмены.
Также есть группа анксиолитических средств, выпускаемых под торговыми марками: Авиандр, Афобазол, Афобазол Ретард и т.д.. Это препараты с выраженным противотревожным действием. Некоторые из них - рецептурные, другие - безрецептурные. Как, например, безрецептурный Афобазол Ретард, который разрабатывался для снижения симптомов тревожного расстройства, к числу которых можно отнести плохие предчувствия, раздражительность, чувство беспокойства, неспособность расслабиться, бессонницу и др. При этом профиль безопасности безрецептурных препаратов подразумевает, что они могут применяться без медицинского наблюдения, но желательно все-таки проконсультироваться со специалистом при необходимости применения указанной группы препаратов.
В борьбе с тревогой Владимир Медведев советует не полагаться исключительно на лекарства и говорит о важности комплексной терапии, включающей изменения в образе жизни: стараться не перерабатывать, соблюдать режим сна и отдыха, больше двигаться, чаще проводить время на свежем воздухе, правильно питаться и заряжаться положительными эмоциями.