Экскурсия собралась немаленькая, около полусотни человек. Всем раздали строительные каски и предупредили, чтобы смотрели внимательно не только вверх - на красоту кирпичных стен и отреставрированные фермы, удерживающие потолок, но и вниз - пол не везде ровный. Когда приподняли строительные сетки, пока служащие входными дверями, и открылась перспектива на весь гараж, многие ахнули. Изогнутое полусферой пространство в 15 тысяч квадратных метров поражает сразу. Конечно, на макетах к виду "серпа" привыкли, но воочию впечатления от этих параллельных изгибов кирпичных стен - сильнее.
"Это второй гараж, построенный Мельниковым в Москве, его соорудили в 1929-31 годах. Тогда активно в столице шло строительство, нужны были грузовики, и первыми его экспонатами стали грузовые машины горьковского завода - ГАЗ АА или так называемые полуторки, - начала рассказ директор музея Оксана Бондаренко. - Там, где вы сейчас стоите, и будет стоять такой экспонат. А в проем, через который заходили, эти машины некогда и заезжали".
Оглядываюсь по сторонам, никаких осветительных приборов нет и в помине, а света много. Как оказалось, свет дают витражные ленточные окна, которые идут сразу под фермами. И это притом, что пока вместо стекол - полиэтилен. На еще не заливном, а просто цементном полу лежат горками мешки с цементном, трубы и прочие строительные материалы. Тут же сложены стопкой коробки с видеотехникой. Как объясняет директор, работы идут параллельно: строительство, реставрация и обустройство музейного пространства.
За стройматериалами притулились миниатюрные автовышки. Вместо них поставят к открытию музея двухэтажный троллейбус, правда, восстановленный по архивным документам. А дальше - первый автобус, которому в этом году исполняется 100 лет, затем - трамвай, которому в этом году отмечают 125-летие… Всего, как говорит Бондаренко, в этом зале постоянной экспозиции или проще говоря в "серпе" будет 46 многотонников, представителей столичного транспорта от общественного до частного, если он отражает смену эпох. Причем часть из них сами станут выставочными площадками, где в витринах выставят миниатюрные экспонаты.
"У нас будет более 200 крупномасштабных экспонатов, 500 артефактов, например, не сохранившиеся нигде более - милицейские стаканчики, 850 единиц видеоконтента, в том числе архивного, - рассказывает она. - А первые семь экспонатов уже заняли свое место на минус первом этаже. Пойдемте, посмотрим".
Спускаемся по строительной лестнице на девять метров вниз. Ступеньки не все ровные, серый цвет цементных стен сильно контрастирует с кирпичной кладкой конца 1920-х годов первого этажа. Однако оказавшись в подземном пространстве, кажется, что это своего театральное зазеркалье. Такая же полукругом идущая стена, но немного короче, шеренга высоченных массивных колонн. По одной из цементных стен выведены пробы колера. Вдоль другой стены стоят вагоны метро, накрытые от строительной пыли гигантскими мешками.
"Один из них посмотрим, он был построен в 1927 году в Берлине. Их по репарации завезли в Москву в 1946 году, когда не хватало своих поездов. Но прежде, чем пустить на линии, а они ходили по Сокольнической и Замоскворецкой веткам, их переделали под отечественные стандарты, - рассказывает "РГ" руководитель управления учета и хранения Музея Транспорта Москвы Вячеслав Курицын. - В их отделке использовались редкие породы деревьев - ясень, дуб и береза. Есть бронзовые элементы, а ручки - латунные. Именно у этого экспоната четыре пары дверей, хотя у остальных аналогов было только по три. С чем это связано, история умалчивает. Сейчас продолжаем его реставрацию. Мы нашли аутентичные дымчатые светильники, все подлинные ручки, ведь двери открывались вручную. Частично восстанавливали кожаные сиденья".
Приглядевшись, замечаю, что формы интерьера сильно знакомы, примерно такие составы, только с желтыми стенами ходили во времена моего далекого детства.
"Правильно, если переиначить фразу: "Все мы вышли из гоголевской шинели, все мы вышли из этого вагона. В дальнейшем Мытищинский вагоностроительный завод делал именно такие по форме вагоны. Только интерьер был более скромный".
Таким не будет интерьер входной группы будущего музея, кафе, гардероба и сувенирных лавок. Пока они есть только в проектах, как и основной вход в музей с внутреннего двора. Выглядеть он будет как пирамида, причем светлая, как свой "солярис".
Несмотря на то, что работы идут, Бондаренко заметила, что общая готовность музея оценивается выше 50 процентов. "Готовимся открыть двери до конца этого года, - заверила она "РГ".