Но если проследить весь путь палехского искусства, то окажется, что в наши дни он парадоксальным образом вернулся к исходной точке. Ведь начиналось все в XVII веке с изготовления икон. После установления Советской власти спрос на них сошел на нет, и художники освоили светскую продукцию. А в начале 1990-х, наоборот, вернулись к украшению храмов.
За почти 30 лет работы мастерская "Палехский иконостас" выросла из семейного "домашнего" предприятия в небольшой комбинат полного цикла. На постоянной основе тут трудится 150 человек, еще сотню привлекают на проекты - внушительный размах для райцентра, где около 4500 жителей. Мы заглянули в те цеха и отделы, куда пускают обычных туристов.
Самый лакомый кусочек экскурсии - конечно, рождение иконы. Технология с XVI-XVII века изменилась мало. Палешане сами заготавливают дерево для иконных досок - его нужно правильно высушить, чтобы изделие не трескалось и служило долго.
- Основа иконы - клееная доска из липы. Сзади - поперечные вставки из другой породы, обычно березы. Древесину просушиваем в специальной камере до уровня влажности 6,8 процента. Тогда, если соблюдать условия хранения и эксплуатации, доску не выгнет, наша гарантия - до 80 лет.
На доску с помощью желатина клеим серпянку - тонкую льняную ткань, похожую на мешковину с редким плетением. Поверх накладываем левкас. Это смесь, которая варится из клея ПВС, мела, воды и технического желатина. С виду и по консистенции похоже на 15-процентную сметану, - рассказала художник и экскурсовод "Палехского иконостаса" Ольга Панфилова.
Левкас наносят на серпянку в 25 слоев. Каждый просушивают и выравнивают. Нижние слои - шлифовальной машинкой, верхние - вручную, деревянными брусками с закрепленной на них наждачкой. Под конец берут бумагу с самым мелким зерном - нулевку - и работают в полутьме при настольной лампе. Свет должен падать под косым углом, чтобы на доске были видны мельчайшие неровности. Что не видит глаз - нащупает рука.
Готовое покрытие получается толщиной в миллиметр. Если на иконе предполагается выпуклый узор, то тиснение делают до росписи, пока левкас еще мягкий. Затем наносят позолоту. На подготовку партии досок уходит две-три недели.
Краски для написания икон - яичную темперу - художники стваривают сами. Общий рисунок образов задают два главных художника. Дальше работает целая артель: одни мастера пишут лики, другие - фигуры и одежду, третьи - фоны и орнаменты. Кто-то раскрывает (находит) основные цвета, кто-то делает пробелы (с ударением на о), то есть светлыми или золотыми черточками обозначает объем изображения, кто-то - подписывает иконы или золотит нимбы.
- Разделение труда помогает не только ускорить процесс, но и достичь единообразия. Ведь у каждого художника свой почерк, а иконостас должен смотреться как одно целое. Стиль определяется заказчиком: мы можем и в византийском написать, и в ярославском, и в палехском. Для последнего характерны удлиненные фигуры святых, тонкие черты лица, сочные радостные цвета (красный, синий, зеленый) и тончайшая чеканка.
Когда образ занимает большую плоскость, мы наносим мазки жидко, как бы рябью - оставляя ощущение воздуха, чтобы изображение не "давило" на молящихся. Этот прием использовался во фресках Рублева и Дионисия, - пояснила Ольга Панфилова.
На столах иконописцев - альбомы репродукций, книги по искусству. Художники работают в сосредоточенной тишине, но могут и спросить совета друг у друга, указать на ошибку.
Позолотчики трудятся отдельно, нередко в ангаре, где делают резные конструкции иконостасов. Так удобнее покрывать драгоценным металлом большие поверхности. Сусальное золото в мастерской делают сами. Пресс для слитков приобрели благодаря субсидии, которую предприятие получило в период пандемии на поддержание занятости персонала. Листки фольги толщиной с волосок подхватывают сухой мягкой кисточкой и кладут на место, предварительно смазанное клеем.
Чтобы золото прилипало к кисти, ею водят по лбу и щекам, собирая кожное сало. А чтобы увидеть дефекты покрытия, отрывисто дышат на изделие (прием называется "хаканье", с ударением на первый слог): образуется конденсат, и туда, где золото потемнело, ставят латку.
Экскурсантов пускают и в "мозговой центр" предприятия, где разрабатывают эскизные предложения для храмов - исходя из ландшафта, стиля архитектуры и пожеланий заказчика.
- Тут важно все - какие фрески, витражи… вплоть до того, что рисунок плитки на полу может вести дорожкой к алтарю. Если заказ связан с реставрацией, то специалисты делают слепки элементов, которые требуется восстановить или воспроизвести: например, деревянной колонны с барельефом, фигурки херувима.
Изготавливается модель, ее переводят в цифровой вид при помощи трехмерного сканирования, создают программу для станка с ЧПУ. На станке вырезается заготовка, а мастера ее дорабатывают вручную, затем шлифуют мелкой шкуркой, при необходимости - золотят, - рассказала гид.
Не так давно один из сотрудников "Палехского иконостаса" из любопытства освоил новое направление - витражи. Поначалу их делали полностью вручную, теперь резку выполняют на станках, так выходит быстрее и точнее. Кусочки цветного стекла скрепляют мягкой проволокой, пропаивают и помещают в прочный стальной каркас.
Посетителей в мастерских встречают по-домашнему: помещения небольшие, шума нет, гостям не нужно проходить специальный инструктаж, получать средства защиты и наушники. Часовые экскурсии для групп от двух до 18 человек проходят в рабочие дни каждую неделю, иногда по несколько раз - особенно перед праздниками и длинными выходными.
В 2023 году "Палехский иконостас" был абсолютным лидером промышленного туризма в Ивановской области, здесь приняли 1100 человек (всего же на предприятиях региона побывало более трех тысяч человек).
- Приезжают из Ивановской области, московского региона, Нижнего Новгорода - да со всех волостей! Часто - семьями. Сюда удобно добираться, в поселке есть где перекусить. Особой рекламы у нас не было, но хорошо сработало сарафанное радио и информация на сайте, - пояснила Ольга Панфилова. - Сама экскурсия строится исходя из потребностей конкретных туристов, их уровня подготовки. Кого-то больше интересуют религиозные вопросы: что такое икона, кого на ней изображают, по каким канонам. А бывают невоцерковленные люди, им просто хочется посмотреть, как мастера наносят резьбу, пишут лики.
Среда у нас детский день: готовим для ребят стол с чистой палитрой, красками и тряпочками, даем прописать на доске какой-нибудь элемент. Иногда подержать кисть просят и взрослые. Конечно, к настоящим иконам их тоже не допускают, но попозировать для фотографии - почему нет?.. Коллектив у нас дружелюбный, гостям всегда рады.
Добраться до Палеха можно автобусом из Иванова (время в пути - 1-1,5 часа) или Шуи (30 минут), а также на личном авто (расстояние от Иванова - 65 километров, от Шуи - около 30).
Василий Солодков, куратор мастерской "Палехский иконостас" по промышленному туризму:
- Мы слышали о программе "Открытая промышленность", которую реализует Агентство стратегических инициатив, и об участии некоторых предприятий в ней, решили присоединиться. Так совпало, что в то же время нам позвонили из ивановского отдела АСИ. Мы стали разрабатывать экскурсию.
Мастерская "Палехский иконостас" стала важной точкой притяжения туристов. Очень важно, что в поселке теперь можно посетить не только музеи, но и производства, чтобы увидеть, как пишутся иконы, накладывается позолота, как выстроен цикл изготовления иконостаса. Кроме того, мы сотрудничаем с туристическими компаниями и проводим обзорные экскурсии по Палеху.
Участие в программе промышленного туризма позволяет предприятию приобрести большую известность, узнаваемость на рынке, повысить инвестиционную привлекательность. Также это элемент профориентации для школьников и студентов.
Экскурсии пользуются большой популярностью, мы планируем открываться и в выходные дни. В этом случае формат несколько другой: на предприятии находятся только гид и группа. Желающих приехать в Палех именно в выходные много, почти всех такой вариант устраивает.
Учитывая, что турагентства обычно сами набирают группы, самый простой вариант для индивидуальных туристов - записаться напрямую у нас. Оставить заявку на экскурсию можно через электронную форму на сайте, по почте palekhstory@bk.ru или по телефону 8(964)491-71-61.