"Российская газета" внимательно следит за историей, происходящей в маленьком таежном поселке под Красноярском. Как мы уже рассказывали, здесь за свои права борется инвалид по зрению 52-летний Олег Ермашкевич. Он сирота, сейчас живет в деревянном доме на условиях соцнайма. В последнее время здание, которому более полувека, стало сильно ветшать. Сельсовет в ремонте отказал, инвалиду пришлось обращаться в суд, постановивший: за счет бюджета утеплить в жилье потолок и полностью перекрыть крышу, откуда ручьем текла вода.
На это дело местные депутаты выделили 405 тысяч рублей, которых вполне должно было хватить на все работы. Если делать их по уму. Но за ремонт взялся сам глава сельсовета. Натащил со второй, нежилой и развалившейся половины дома гнилых деревяшек, разложил их на чердаке и решил, что ремонт завершен. Еще и гордился: "Я потратил всего сто тысяч, остальные - сэкономил!" От такой "экономии" полуслепой Ермашкевич минувшей зимой чуть не замерз. Из-за дыр в крыше топить печь приходилось каждый час...
В отчаянии Ермашкевич обратился в нашу газету. И качественным такой ремонт, разумеется, признавать отказался. Несмотря на представленную чиновниками экспертизу, ожидаемо показавшую, что все работы в доме выполнены чуть не из злата и серебра. И тогда сельсовет... подал на инвалида в суд.
Чтобы поддержать Олега в тяжбе, "РГ" обратилась в красноярское региональное отделение общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России". Ее специалисты давали простому человеку все нужные консультации. "Чиновники не имели права инициировать такой иск. Было решение суда о возложении на администрацию обязательств по ремонту, выполнение этого решения должна проконтролировать служба судебных приставов. А уж никак не местные власти, пытавшиеся заставить Ермашкевича отступиться через очередной суд. Посоветуем ли мы подавать ему встречный иск? Давайте дождемся судебного решения и будем действовать, исходя из него, - рассказал член Ассоциации юристов России, куратор юрклиники Сибирского федерального университета Сергей Гутник.
Суд, на котором присутствовала корреспондент "РГ", задал истцу - главе администрации Зеледеевского сельсовета - разумные вопросы. Выполнены ли ремонтные работы в соответствии со строительными правилами? Имеется ли до сих пор угроза жизни и проживанию в доме инвалида? И главный: почему и за счет чего произошла такая "экономия": 100 тысяч рублей вместо положенных 405? Где остальные деньги?
Ни на один из них глава ответить не смог. Глядя ясными глазами, твердил только, что хотел помочь инвалиду, у которого теперь в доме - "красота и благолепие". И выложил козырь: документ, в котором якобы уже стоит подпись Ермашкевича на бумагах, одобряющих сделанный ремонт. "Я сначала понять не мог, откуда что взялось. А потом вспомнил, что месяц назад ко мне приходила сотрудница сельсовета. Просила поставить автограф под какой-то писулькой. Дескать, свидетельство, что экспертизу ко мне действительно привозили. "Нам только для отчета, иначе оштрафуют", - чуть не плакала. А я же не вижу почти ничего. Сам прочитать документ не смог. Но пожалел женщину, расписался. А оно вот как вышло..." - разводит руками инвалид.
Полученная таким образом бумажка с подписью не помогла. В итоге суд назначил судебную независимую экспертизу. В течение месяца специалисты оценят состояние дома и "ремонт". Сама экспертиза делается за счет судебного департамента, но позже полную ее стоимость должен будет оплатить проигравший. И, надеемся, это будет не Олег .