Судьи Конституционного суда РФ изучают материалы дела о домашнем насилии

Может ли женщина публично рассказывать о перенесенном насилии? Этот неоднозначный вопрос поставила в настоящее время перед Конституционным судом РФ жительница Подмосковья. Ее развод был очень тяжелым - супруг пытался отобрать маленькую дочку, в том числе силой. Однако суды встали на его сторону, поскольку свидетелей безобразных драк между некогда любившими друг друга людьми не было, а неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого.
Проблема домашнего насилия и защиты от него всерьез волнует общество.
Проблема домашнего насилия и защиты от него всерьез волнует общество. / Сергей Коньков/ ТАСС

Муж начал избивать Софию (имя изменено. - Прим. ред.) практически сразу после свадьбы. Около трех лет женщина терпела, а потом ушла от мучителя. Вопрос, с кем останется ребенок, привел к очередному витку конфликта. Однажды он забрал трехлетнюю девочку и увез в неизвестном направлении. Правоохранительные органы даже возбудили уголовное дело по статье 105 УК РФ "Убийство", и бывшего супруга объявили в федеральный розыск. Только тогда, спустя полтора года, мужчину с ребенком обнаружили на территории Республики Беларусь, и дочку вернули маме.

Как следует из материалов Лобненского городского суда Московской области, София несколько раз выдвигала против бывшего мужа частное обвинение в умышленном причинении легкого вреда здоровью (статья 115 УК РФ), ее показания подкрепляли данные медосвидетельствования: закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, синяки, ушибы, кровоподтеки. Однако мировой суд раз за разом оправдывал ответчика: "Вина не подтверждена достаточной совокупностью доказательств по делу, оправдательный приговор постановлен с учетом данного обстоятельства, а также того, что все неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу обвиняемого".

Самое поразительное в судебной эпопее Софии началось после того, как муж выдвинул против нее иск о защите чести и достоинства - о том, как идет судебное разбирательство по делам о побоях, женщина рассказала через соцсети. Суд первой инстанции в удовлетворении данного иска мужчине отказал, но через апелляционные и кассационные инстанции дело дошло сначала до Верховного, а теперь и Конституционного суда. Заявительница оспаривает конституционность положения статьи 152 Гражданского кодекса РФ, которая устанавливает право граждан "требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности". Тем самым, по ее мнению, оказывается нарушено ее право на свободное высказывание о пережитом насилии и защиту прав своего ребенка всеми не запрещенными законом способами.

- Допуская защиту чести и достоинства лица, чье противоправное поведение явилось поводом для распространения информации о его действиях, статья 152 УК РФ нарушает право женщин на жизнь, свободную от насилия, на охрану государством материнства и детства, на защиту прав матери и ребенка, что неразрывно связано с другими правами человека и неотделимо от этих прав, - указано в жалобе.

По мнению юристов и психологов, решение КС РФ в данном случае будет иметь принципиально важное значение для дальнейшей работы над проблемой семейного насилия. Верховный суд РФ ранее высказывался по схожей тематике, когда в одном из своих определений отметил, что вмешательство в свободу выражения мнения женщины, которая подверглась насилию, требует от суда наиболее острого контроля, напомнил адвокат Мартин Зарбабян.

- В частности, для правильного разрешения такого спора судам необходимо давать оценку как конкретным фразам, так и всему тексту, размещенному в социальных сетях, а главное - установить, являлось ли целью утверждения обвинение истца в совершении уголовно наказуемого деяния, либо оно являлось высказыванием женщины о пережитом опыте, - подчеркивает юрист.

В свою очередь, психологи отмечают, что огласка в подобных случаях носит буквально лечебный характер: пострадавшая может найти поддержку - как моральную, так и материальную (например, узнать о центре приема перенесших насилие, если ей некуда уйти от партнера-мучителя). Кроме того, отмечает когнитивно-поведенческий терапевт Кира Бахтина, она выходит из позиции жертвы, преодолевает выученную беспомощность и начинает отстаивать себя и свои границы.

- Происходит мобилизация организма на самостоятельную помощь себе и своей психике, которая и сохраняет личность, самоуважение и уверенность, - отмечает специалист.

- Важно сделать так, чтобы такое явление, как виктимблейминг - обвинение жертвы - исчезло из нашей жизни. Но рассказ о пережитом насилии, связанный с обвинением другого, должен быть подкреплен доказательствами, - добавляет адвокат Татьяна Кархалева. - Презумпция невиновности - одна из первичных в уголовном праве, а право на защиту своих чести и достоинства - неотъемлемое право каждого.

В настоящее время судьи Конституционного суда РФ изучают материалы дела. Будут ли проведены по нему публичные слушания, станет известно позднее.